Во время военно-исторической реконструкции вблизи поселка Карелии задействовали опытных пиротехников

Фото: Ирина Яковлева

Курган Славы снова собрал жителей Карелии и реконструкторов из разных городов. Как это было? И с чего все начиналось?

 День обороны Петрозаводска по традиции отмечают во вторую субботу сентября...

Память и потери

10 сентября. Курган Славы. Мемориал вблизи поселка Виллагора, о котором знают многие жители нашей республики. Однако до 2007 года здесь не было мемориала. Была лишь одинокая могила у дороги с небольшим крестом.  Об ожесточенных боях, которые проходили здесь в сентябре 1941 года, Карелия узнала благодаря поисковикам фонда «Эстафета поколений».

В этом месте, на перекрестке дорог, соединяющих станцию «Виллагора» и деревню Маркелица, проходил второй рубеж обороны Петрозаводска. Здесь на пути у 4-й пехотной дивизии финнов встал 1072-й полк 313-й стрелковой дивизии, сформированной на Урале. Уральцы пришли на помощь 15-му мотострелковому полку НКВД, который сдерживал врага в одиночку. Что представляла из себя эта местность в годы войны? Равнина болота Мустусуо, беспорядочно разбросанные высоты, а самая высокая точка – высота 175,0,  где сейчас находится мемориал. Причем позиции Красной армии подвергались массированному артиллерийскому огню.

...На отметке 175,0, благодаря усилиям поисковиков нашли последнее пристанище более 1000 бойцов и командиров Красной армии. Но поисковикам нет покоя: их «вахта» продолжается круглый год. Вот и сегодня благодаря поисковикам еще 47 бойцов захоронили с воинскими почестями. И только один боец не остался безымянным: уроженец деревни Авдотьино Куйбышевской области, боец 15-го мотострелкового полка НКВД Бобров Владимир Ильич, 1920 года рождения. Останки бойца были найдены поисковиками отряда «Карельский фронт», а вот родственников погибшего отыскать не удалось…

Убитые, но непобежденные

 Глухо ударялась земля о гробы цвета крови. Поисковики мерно работали лопатами. Пахло ладаном. От залпов в воздух – дани уважения почившим героям – люди вздрагивали и крепче прижимали цветы. Затем началась военно-историческая реконструкция. Все потонуло в дыму, от взрывов и выстрелов закладывало уши, куски мха и травы долетали до верхушек сосен. То и дело раздавались возгласы зрителей. Укрепленные позиции переходили из рук в руки. В итоге красноармейцы победили врага, но «убитые» бойцы и санитары до конца реконструкции лежали на земле в изломленных позах, напоминая о цене победы. Затем «потери» с обеих сторон ожили и выразили готовность фотографироваться с жителями и гостями республики. А юные жители Карелии отправились на недавнее поле боя собирать гильзы.

...Но 47 бойцов так и остались лежать в могиле неподалеку. Как тут не вспомнишь эпитафию: «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен».

Было ли им страшно умирать? Наверное... Ведь даже стоять рядом с импровизированным полем боя во время реконструкции было страшно.

Реконструкция и реконструкторы

Участница реконструкции из Сортавалы подтвердила – на поле боя страшно, даже если знаешь, что тебя не ранят.

Елена Меркулова: «Когда ребенок рисует, мама ему покупает ручки, карандаши, альбомы. Моему сыну Максиму 10 лет, и он стал увлекаться историей Великой Отечественной войны. Находки сына стали скапливаться дома, и нам стало понятно, что им нужно найти достойное применение. Мы пришли в музей нашего города, которым руководит Сергей Чернобай, и он нас позвал в поисковый отряд. Так как ребенку 10 лет, его зачислить не могли, поэтому в поисковый отряд вступила я. В реконструкции мы принимали участие впервые. Сначала мне было очень страшно, потом я привыкла и поняла, что свой, «военный» долг я должна выполнять: перевязывать раненых, уносить их с поля боя. Потом страх ушел.

Сначала мы Максима несли на носилках раненого, затем с другими детьми войны он прятался в убежище. Из детей, помимо Максима, в реконструкции участвовал еще Вася. Его родители также состоят в поисковом отряде».

Причем не только дети, но и старшее поколение с готовностью участвует в подобных военно-патриотических мероприятиях.

Елена Бахирева, Петрозаводск, клуб «Стягъ»: «В 98-м году захотела  поехать «повоевать» на реконструкции Бородино, с тех пор там в основном «воюю», а здесь я второй раз участвую. Годы уже не те, чтобы в строю быть, а в ополчении – самое то».

Всего, по информации Сергея Чернобая, в реконструкции приняло участие около 100 человек из Петрозаводска, Кондопоги, Сортавалы, Мурманска, Мурманской области и Санкт-Петербурга. Также были задействованы 82-мм миномет и противотанковая пушка «сорокопятка»  – музейный экземляр. Во время реконструкции ее заряжали специальными пиротехническими зарядами. Причем воссоздавать картину боя помогали пиротехники из Северной столицы, на счету которых работа в десятках фильмов про Великую Отечественную войну. Благодаря команде специалистов во время реконструкции было заложено в два раза больше зарядов, чем обычно, так что реконструкция вышла еще более зрелищной.

Текст: Ксения Сорокина

Фотографии: Ирина Яковлева

Комментарии