«Брешь» в топонимике: в Петрозаводске есть улица без имени

В честь кого назвали петрозаводскую улицу Бабушкина. Часть вторая

Улица, расположенная на отшибе карельской столицы, в своем названии имеет фамилию без имени. Поэтому нашему корреспонденту пришлось проводить целое расследование, чтобы узнать истинного «виновника торжества». А попутно он рассказал, откуда 105 лет назад у нас взялась Перевалка.

Кандидат № 2. Михаил Бабушкин

В Москве есть Бабушкинский район. Когда-то здесь стояла деревушка Бордино, в которой в 1893 году родился мальчик с фамилией Бабушкин, и звали его Мишей. Любопытно, что, согласно официальной биографии, он тоже служил "мальчиком" в лавке и потом освоил рабочую профессию – как и его однофамилец-революционер. Но учился он на автомеханика, да ни где-нибудь, а в московском филиале фирмы "Бенц". Такие спецы были нужны зарождающейся авиации России, и в 1914 году Михаил по армейскому призыву был зачислен в воздухоплавательную школу в Гатчине, где получил диплом летчика и был оставлен в училище в качестве инструктора.

Октябрьскую революцию авиатор Михаил Сергеевич Бабушкин встретил в звании прапорщика. В годы гражданской войны его школа вместе с уцелевшими самолетами металась по просторам страны - от "красного" Питера до "белого" Дальнего Востока, не примыкая ни к одной противоборствующей стороне. Большевики победили, и летчикам пришлось подчиниться. Авиаторов возвратили в Гатчину, а в 1923 году Бабушкина отправляют на службу в гражданский воздушный флот - в арктическую авиацию.

В 1928 году весь мир следил за спасением экспедиции Умберто Нобиле на дирижабле "Италия", достигшего Северного полюса и потерпевшего аварию. В поиске экипажа принял участие и самолет  Михаила Бабушкина. За время полетов он первым в истории полярной авиации совершил 15 посадок на дрейфующих льдины в летний период, что ранее считалось невозможным.

АРКТИЧЕСКИЕ ЛЕТЧИКИ. ТРЕТИЙ СЛЕВА - М. БАБУШКИН. ФОТО ГОСАРХИВА РФ.

Сегодня много вспоминают о трагическом рейсе парохода "Челюскин"по Севморпути в 1933-34 годах, но почему-то не говорят о том, что на борту судна был двухместный самолет-амфибия Ш-2, которым управлял Михаил Бабушкин. Он проводил ледовую разведку, беря с собой для выбора пути капитана "Челюскина" Владимира Воронина - кстати, нашего земляка-беломорчанина.

После гибели парохода и высадки экипажа на лед Михаил Сергеевич участвовал в спасательной операции: перелетев на материк, подготовил аэродром для прибывающих самолетов. Их пилоты стали первыми Героями Советского Союза, но Бабушкина наградили лишь орденом Красной Звезды. Внучка летчика рассказывала: "Для получения высшей награды нужно было просто сообщить о себе, но Бабушкин наотрез отказался просить".

И все-таки Михаил Сергеевич стал Героем. 21 мая 1937 года тяжелый самолет АНТ-6 командира М.Водопьянова и второго пилота М. Бабушкина впервые в мире совершил посадку на Северном полюсе. Летчики доставили на лед участников и оборудование дрейфующей станции "СП-1".

САМОЛЕТЫ АНТ-6 АРКТИЧЕСКОЙ АВИАЦИИ. ФОТО ГОСАРХИВА РФ.

Михаил Бабушкин трагически погиб 18 мая 1938 года. На тот момент он командовал четырехмоторным ТБ-З. Перед вылетом из Архангельска летчик сломал ногу, за штурвал сел другой пилот, а командир занял пассажирское место. При взлете загорелся двигатель, самолет совершил экстренную посадку на реку Северная Двина и остался на плаву. Экипаж и пассажиров начали эвакуировать, Бабушкин, несмотря на сломанные при ударе о воду ребра, решил, как командир, покинуть воздушное судно последним. Но не смогИ если вы окажетесь на московской станции метро "Бабушкинская", то знайте: она носит именно его имя. - самолет ушел под воду...

Похоронен М. С. Бабушкин на Новодевичьем кладбище Москвы, его именем названы несколько островов и мысов в Арктике.

Продолжение читайте на МК в Карелии

Комментарии