Фото: В. П. Подойников/Национальный архив Карелии
Скоростные поезда Петрозаводск - Петербург пошли еще 60 лет назад

Оказывается, прообраз современной карельской «Ласточки» появился в 1964 году, и ходил он с той же скоростью

Информацию, которую опубликовал в своем паблике Национальный архив Карелии, вполне можно назвать сенсационной. Вчера, 21 апреля, исполнилось ровно 60 лет со дня, когда из Петрозаводска в Ленинград отправился первый поезд-экспресс со скоростью современной «Ласточки».

Вообще железнодорожное сообщение с Северной столицей Петрозаводск поддерживал постоянно, с самого строительства Николаевской (Октябрьской) железной дороги. Но время в пути соответствовало техническим возможностям: в 1918–1924 годах паровозы тянули пассажирский состав в одну сторону по 12, 16, а то и 26 часов.

Все изменилось с появлением тепловозов. В смысле, должно было измениться: естественно, что новый подвижной состав призван был обеспечить гораздо более высокую скорость. Но, видимо, расписание было составлено так, что пассажирские поезда, даже имея литеру «скорый», ползли еле-еле.

Нацархив Карелии приводит жалобу пассажира, опубликованную аж в 1973 году: «С 15 июня между Петрозаводском и Ленинградом начал курсировать поезд № 55/56. По нумерации он относится к скорым, а по скорости движения он самый медленный из всех пассажирских на этом участке. До Ленинграда он добирается за 11 часов, а обратно он следует за 9 часов 49 минут, другие пассажирские поезда проходят это расстояние за 7 часов».

Но фоне этого новый дневной экспресс, запущенный 21 апреля 1964 года, выглядел почти космическим чудом. Вишневого цвета новые вагоны, особая форма проводников, мягкие сидения… Все по аналогии со знаменитой «Красной стрелой», соединяющей Москву с Ленинградом. Такого Карелия еще не видела. Журналисты «Ленинской правды» отмечали, что внутри вагон напоминает салон реактивного самолета (пассажирский реактивный Ту-104 летал уже с 1956 года).

Но самое главное было время в пути: 5 часов 20 минут. «Поезд уходил из Петрозаводска в 6-36, приходил в Ленинград в 11-59, уходя обратно в 18-30, и прибывая в Петрозаводск в 23-59, — напоминают в Нацархиве. — Он имел только три остановки: в Погре (Подпорожье), Лодейном Поле и Волховстрое».

Таким образом, по  факту «Карельская стрела», как быстро окрестили новый экспресс в народе, была точным прообразом современной «Ласточки», только появилась на 50 лет раньше. Напомним, что наш электропоезд впервые отправился по маршруту в конце апреля 2014 года. И, кстати, особого восторга у пассажиров не вызвала из-за неудобных сидений и малого количества туалетов. 

Фото пресс-службы правительства РК

Именно экспресс 1964 года первым получил официальное наименование «Карелия». Но прослужил недолго. «В 1970 году в расписании поездов он уже не значится, хотя несколько лет он еще назначался в качестве дополнительного на майские и ноябрьские праздники, но уходил он уже позднее и шел дольше,  — напоминают архивисты. — Потом и он исчез из расписания, уступив место дополнительным ночным поездам».

И все-таки для нас остается загадкой: как путь «Карельской стрелы» мог укладываться в 5 часов 20 минут? Сегодня «Ласточка», расписание которой практически полностью соответствует этому времени, буксируется электровозом, и мчится на скорости свыше 100 километров в час. Как же подобную прыть развивали в 60-х годах прошлого века, хотя  средняя скорость пассажирского поезда в СССР составляла 45-50 километров в час?

Оказывается, это вовсе не фантастика. Еще до войны в Советском Союзе была запущена уже упоминавшаяся «Красная стрела», и специально для нее на Коломенском заводе были собраны два паровоза, способные развивать скорость в 150-160 км/ч. Впрочем, этому мешали старые деревянные вагоны.

Петрозаводск, 1956 г. На путях вагоны старого образца. Фото К.Н. Перфильева

Но в 1950-х появились цельнолитые вагоны на усиленных тележках, позволяющие разогнать поезд более чем до 200 км/ч.

В 1963 году Москву и Питер связал еще один экспресс — «Аврора», которые машинисты на некоторых участках вели со скоростью 180 км/ч. Все благодаря чехословацкому тепловозу ЧС-2. Но появившаяся годом позже «Карельская стрела» буксировалась отечественным тепловозом ТЭП10 «Стрела» (откуда и негласное название экспресса), конструкционная скорость которого составляла 140 километров в час.

Фото ru.wikipedia.org

Текст: Максим Берштейн

Комментарии