Фото: Пароход «Walamon Luostari». Фото: valaam.ru
Кто и зачем потопил пароходы Валаама

История валаамского монашеского флота. Часть третья

Мы уже рассказали, как зародилось паровое судоходство на Ладоге, и откуда там взялись моряки в рясах. К сожалению, этот уникальный флот ждала гибель.

С 1917 года, после того, как Россия стала советской и, соответственно, безбожной, поток паломников на святой остров иссяк, и в 1928 году монахи продали ставший нерентабельным пароход «Walamo». Но через два года монастырь решил все-таки пополнить свой флот, и по одной купчей приобрел у обанкротившейся фирмы сразу два судна: ледокол «Sofia» 1864 года постройки и грузопассажирский «Kjell».

«София»

Когда «Софию» подняли на стапель, братия ахнула от досады: днище корабля прогнило и требовало практически полной замены. Так судно и осталось покоиться в ремонте вплоть до «Зимней войны» 1939-40 годов.

А «Kjell» оказался славным парнем, хотя имел почтенный возраст: его построили в Швеции в 1862 году как одновинтовой буксир. Под разными названиями судно работало на Балтике, пока в начале ХХ века его не купил русский купец с говорящей фамилией Хозяинов. Он переделал буксир под перевозку грузов и пассажиров и назвал его «Kjell» — с одной стороны, это мужское скандинавское имя, с другой, название можно перевести как «шлем».

Судно ходило по Ладоге, а в 1918 году даже поучаствовало в гражданской войне: на зимовке под Сортавалой было реквизировано «белой» Карельской армией, которая разместила на пароходе свой штаб. Но после окончания боевых действий «Kjell» был честно возвращен владельцу.

Последним приобретением монахов стал 30-метровый пароход «Otava» — «Большая медведица», купленный в 1936 году.

«Otava»

Хотя судну было 30 лет, оно находилось в прекрасном состоянии, имело современное навигационное оборудование и могло совершать ночные плавания. И в коммерческом плане это был, пожалуй, самый выгодный проект: за «Медведицу» монастырь отдал 125 тысяч марок, а она принесла ему 251 тысячу чистой прибыли.

Вот мы и подошли к тому, с чего началась эта статья. Монахи, приобретя «Kjell», решили дать ему новое имя, однако, видимо из суеверия, не стали назвать также, как прежние неудачные суда — «Walamo». И правильно: не в традициях моряков, как отмечал писатель-маринист Виктор Конецкий, давать новым судам имена погибших. Исключение — военные корабли. Братия нарекла пароход «Valamon Luostari» — «Валаамский монастырь», он на верхнем фото.

Монахи с любовью отремонтировала судно, его перекрасили из тривиально черного в ангельский белый цвет, и «Valamon Luostari» стал просто красавцем. Он совершал рейсы из Сортавала на Валаам, возил грузы и пассажиров, учитывая вновь увеличивавшийся с каждым годом поток желающих увидеть «Жемчужину Ладоги».

Согласно статистике, в 1936 году в первый год плавания «Otava» монастырь посетило более 3,5 тысячи гостей из 22 стран, хотя две трети из них составляли финны и шведы, а русских в этот год насчитали 40 человек. Но через четыре года в монастырь пришли другие русские…

30 ноября 1939 года Советский Союз начал боевые действия против Финляндии, а 8 декабря над Валаамом появились советские самолеты. Первые бомбежки были малорезультативными, но 22 декабря три бомбардировщика двумя волнами вновь атаковали остров. Во время второй -  на Никоновскую бухту, где стоял на зимовке «Valamon Luostari», одна из бомб попала в корму судна, вызвав пожар, охвативший весь пароход. Две бомбы пробили лед по бокам и еще одна — за кормой. В 13:15 пароход погрузился на 7-метровую глубину, над водой остался виден лишь метровый кусок мачты…

Валаам, 1941 год. Фото: SA-Kuva

13 марта 1940 года на остров пришла информация о заключении перемирия и одновременно приказ затопить суда. Лейтенант Вейкко Уккола с помощью килограммовых тротиловых шашек взорвал в Никоновской бухте пароход «Отава» и прибывший на зимовку военный буксир «Aalto», а в Монастырской бухте — первенца валаамского флота буксир «Сергий». После того, как прогремел последний взрыв, из Хельсинки поступило распоряжение об отмене приказа уничтожить суда…

«Сергий»

Советские войска заняли монастырь без боя — монахи ушли в Финляндию. Когда лед сошел, водолазы сумели поднять пароход «Otava». Его увели с острова, и сведений о его дальнейшей судьбе не имеется. «Valamon Luostari» из-за повреждений, нанесенных бомбами и пожаром, решено было оставить на дне.

В 1941 году войны финны вернулись на архипелаг и смогли поднять буксир «Сергий», который после ремонта использовался финскими военными. Дряхлая «София» так и осталась никому не нужной догнивать на стапелях…

Текст: Александр Трубин

Использованы материалы и фото портала valaam.ru

Комментарии