Фото: valaam.ru
Откуда на Ладоге взялись моряки в рясах

История валаамского монашеского флота. Часть вторая

Мы уже рассказали, как зародилось паровое судоходство на Ладожском озере. Но развивать его в немалой степени предстояло служителям церкви. 

Валаамские монахи не чуждались благ прогресса и активно внедряли их в повседневную жизнь обители. В 1863 году они построили «Водопроводный дом» с первой паровой машиной, дававшей «в два часа два чана воды объемом в 2400 ведер».

Водопроводный дом, 1980-е годы

От него был проложен тоннель с чугунными трубами в монастырь: вода пошла в жилые корпуса, на кухню, в больницу, гостиницу, конюшню, в сады и огороды. Позднее энергия пара стала обслуживать работу лесопилки, мельницы, деревообрабатывающих и многих других станков.

Открытие регулярного светского пароходного маршрута из Петербурга на Валаам, увеличившего число паломников, заставило святых отцов призадуматься. Они уже было заложили на своей верфи 13-метровую рыболовную барку «Герман» и 41-метровый галеон «Николай» для поездок на материк. Но это были парусные суда, а тут пароходы… Не имея своих средств, братия обратился к благотворителям за пожертвованием. И те в 1870 году подарили обители буксирный пароход «Ладога», построенный пятью годами ранее в Варкаусе. Судно нарекли «Сергий» — в честь одного из основателей обители, а капитаном назначили монаха польского происхождения Иракла.

"Сергий"

Архимандрит Афанасий, настоятель Трехсвятительского подворья в Париже с восторгом отмечал: «Приехав в Сердоболь, сел на валаамский пароход „Сергий“. Как приятно было узнать, что это собственность монастыря, и увидеть лица монахов, обслуживающих пароход. И капитан, и кочегар, и матросы — все в послушнических одеяниях».

В 1896 году монастырь уже за свои деньги купил колесный пароход, и тоже «Ладогу», но, на сей раз его незатейливо переименовали, по одним источникам, в «Валаам», по другим — в «Walamo». Так или иначе, прослужило судно на благо братии недолго. Как сообщают монастырские источники, 1 мая 1898 года пароход, следуя и Питкяранты в Салми, на полной скорости налетел на скалы в районе отмели Варпасаари и затонул. Пассажиров и груз удалось спасти. А вот подъем судна закончился неудачей: шторм оборвал тросы, и «Валаам» ушел на глубину. Извлечь успели только паровой котел и саму машину, которые были доставлены в обитель.

В 2007 году аквалангисты клуба «Диво» сообщили, что обнаружили погибший колесный пароход около бухты Моторной в 15 километрах от Приозерска, у подножья каменистой банки. На сайте было сделано предположение, что это судно «„Walamo“, принадлежавшее монастырю. И дано изображение… „Королевы Ладоги“ — парусно-парового „Walamo“.

Тут же, в своем отчете поисковики признаются: „По форме пароход очень похож на американские корабли типа ‚Севрюга‘. То есть, на неуклюжий заднеколесный речной пароход из фильма ‚Волга-Волга‘, и никак уж на стремительную ‚королеву‘. Можно было бы предположить, что это был монастырский ‚Валаам‘, но тот затонул в другом месте и главные механизмы у него были демонтированы, а дайверы сообщают, что они на месте ‚и кажется, готовы к работе‘…

Судов в истории Ладоги с названием ‚Валаам‘ (‚Walamo‘) было немало. Вот пример, который можно найти на официальном сайте города Отрадное на Неве. В 1912 году неподалеку от него пароход ‚Валаамо‘, возвращаясь со Святого острова в С-Пб с тремястами богомольцами, в сильный туман налетел на камни ‚и разворотил всю переднюю часть корпуса‘. Пассажиров спасли подоспевшие суда ‚Петр I‘ и ‚Койта‘. В анналах обители об этом случае не сообщается, скорее всего, этот ‚Валаамо‘ принадлежал другой коммерческой компании.

Наступил ХХ век, и без большого парохода монастырю оставаться было никак нельзя. В 1900 году братия покупает уже винтовое судно ‚Петр I‘ и вновь переименовывает его в ‚Walamo‘. Кстати, изначально этот пароход носил имя Элиаса Лённрота. Как отмечали современники, на нем была отменная кухня: ‚В меню, кроме разнообразных рыбных блюд, предлагалось отведать котлеты по-гамбургски, бефстроганов и мясные фрикадельки, тушёные в сметане‘.

Но и это судно тоже было несчастливым: осенью 1912 года "Walamo". столкнулся с пароходом "Viipuri" ("Выборг"). Оба получили значительные повреждения, но смогли добраться до своих портов. Затем на нем произошел вообще дикий случай. В полночь экипаж услышал жуткие крики из каюты официантки. Когда дверь взломали, девушку обнаружили уже без чувств и отправили в больницу, где она умерла. В ходе полицейского расследования выяснилось, что официантка пыталась избавится от тайной беременности используя смесь глицерина и ртути.

"Walamo" и другие суда монастыря часто попадались на серьезных нарушениях Морского регистра. Наплыв паломников был огромен, и капитаны в рясах, в погоне за длинным рубле, брали на борт всех желающих. Отмечались случаи, когда на борт они принимали людей  вдвое больше нормы. За эти нарушения правил мореплавания ‚Сергий‘ был одно время лишен лицензии на пассажирские перевозки, а капитан "Walamo" оштрафован Олонецким уездным судом.

Текст: Александр Трубин

Использованы материалы и фото портала valaam.ru

Окончание следует.

Комментарии

В других СМИ