Фото: долина реки Бухтармы, земли по берегам которой первоначально назывались Беловодьем. Фото Dmitry A. Mottl//ru.wikipedia.org
Как Беловодье оказалось в Японии

Мифическую страну, о которой рассказал инок из топозерской обители, искали по всему свету

Мы уже рассказали, как жили старообрядцы на территории современной Карелии после никонианских реформ.

Читайте по теме: «Почему Топозерская обитель в Карелии не понравилась Лённроту»

Раскольники в итоге вписались в жизнь российской империи и стали заметной ее частью — в основном экономической. Но были и те, кто мечтал о чудесной стране, где всем людям жилось бы беззаботно и счастливо. История сохранила имя первого такого рассказчика.

Им стал алтайский крестьянин Бобылев, которой в 1807 году явился в МВД России и сообщил, что побывал в стране Беловодье, находящейся на его родине — по берегам реки Бухтармы, правого притока Иртыша. Там, рассказывал он, живет 500 тысяч старообрядцев «сами по себе и никому дани не платят». А еще они «желают вернуться на родину, если им дадут свободу вероисповедания».

Об этом доложили императору Александру I. Тот, оценив возможность прироста новых подданных и налогов, повелел выдать крестьянину 150 рублей на командировку в Беловодье и «великое переселение народов». Бобылев деньги получил — и был таков.

Дело Бобылева продолжало жить, легенды множились. Но с неизведанного Алтая, который начали к тому времени обживать, «очевидцы» стали переносить Беловодье все дальше на восток, а их рассказы становились все экзотичнее. Тут и объявился инок Марк Топозерский, утверждавший, что вместе с двумя товарищами побывал в чудесной стране. Его повествование считалось у обывателей того времени самым полным и, естественно, достоверным.

В «Трудах Карельского филиала Академии Наук СССР» за 1962 год приводится его «скромный труд», озаглавленный «Путешественник, сиречь маршрут в Опоньское царство». Путеводитель был прост и ясен: «От Москвы на Казань, от Казани до Екатеринбурга и на Тюмень, далее на Каменогорск, на Выбернум-деревню, на Избенск, вверх по реке Катуни на Красноярск, на деревню Устьюбу. В оной спросить странноприимца Петра Кириллова». А он вам дальнейшую дорогу к схимнику Иосифу обязательно покажет.

Тот же поведает путь «через Китайское царство прямиком в Опонию». Там, уверял инок, «жители имеют пребывание в пределах окияна-моря, называемое Беловодье. «Со истиною заверяю, понеже я сам там был со двемя иноками, грешный и недостойный старец Марко». Нетрудно догадаться, что Марк расположил свою Беловодью на островах современной Японии.

Судя по описанию, в чудо-стране жили не только русские староверы, но и «от гонения римских еретиков много народу отправлялось туда кораблями Ледовитым морем и сухопутным путем». Однако, уверял Марк, «приходящих из России принимают первым чином: крестят желающих там пребыть до скончания жизни. Бывшие со мною два инока согласились вечно остаться: приняли святое крещение».

В Беловодье инок насчитал 170 церквей «ассирийского языка» и 40 православных храмов. Государственное устройство он описал так: «Светского суда не имеют, управляют народы и всех людей духовныя власти». Можно сказать, народовластие с клирикальными элементами. И поэтому »…в тамошних местах татьбы (разбоя — авт.) и воровства, и прочих противных закону не бывает». От чего у них и «злата и серебра несть числа, драгоценного камения и бисера драгого весьма много».

Хотя — какая страна без проблем? И Марк не скрывал от возможных переселенцев: «Во время зимы морозы бывают необычайные… И громы с землетрясением немалым бывают». Но и успокаивал: «Там всякие земные плоды бывают, даже родится виноград и сорочинское пшено».

Это любопытный момент, на который исследователи творчества Марка Топозерского не обратили внимания. «Сорочинское пшено» никакого отношения ни к гоголевской «Сорочинской ярмарке», ни к самому пшену не имело. Изначально это было «сарацинское пшено» — рис, завезенный арабами в Европу, а у нас его переиначили на русский манер.

В отличие от жулика Бобылева, так красиво ободравшего царя на 150 целковых, Марк не говорил, что обитатели Беловодья стремятся вернуться на родину. Наоборот, он предупреждал, что «опонцы в землю свою никого не пущают, но и войны ни с кем не имеют: отдаленная их страна…»

Не верящим в правдивость своего рассказа Марк приводил железный аргумент: «А кто имеет сомнение, то поставляю Бога во свидетели нашего!» И ведь верили: по всей империи еще долго ловили беглых крестьян, казаков, ремесленников, которые то по одиночке, то сбиваясь в ватаги, отправлялись на поиски Беловодья. Однако к началу ХХ века мечты о сказочной стране сошли на нет. А тут в 1894 году и война «Опонии» с Китаем началась, которая закончилась русско-японской войной…

Вы скажите, что сия утопическая романтика исчезла, и о Беловодье никто не мечтает? Вспомним песню Джона Леннона «Imagine»:

«Представь, не будет власти –

Идея из идей!

Ни жадных, ни голодных –

Лишь братство всех людей.

Представь себе — все люди

На всей земле равны…»

Она была написана в 1971 году и вошла в список величайших песен всех времен. С 1996 года исполняется на открытии Олимпийских игр, став их неофициальным гимном, а по сути — всего человечества. Президент США Джимми Картер отметил, что побывал в 125 странах мира и «везде можно услышать песню «Imagine» почти так же часто, как национальные гимны». Она и сегодня — в такое непростое время — поддерживает нас: «Imagine all the people living life in peace…»

Текст: Александр Трубин

Литературный перевод песни «Imagine»: Александр Булынко

Комментарии