Общество

Рост тарифов на электроэнергию снова обсуждали парламентарии Карелии, перемены будут?

Фото: В. Новикова

Депутаты уверены, что рост дифференцирующих тарифов на электроэнергию нанёс сокрушительный удар по семейным бюджетам жителей Карелии, однако чётких ответов на вопрос – можно ли переломить ситуацию и как именно – ни у кого по-прежнему нет. Всё, как с пенсионной реформой – принять как данность и верить в лучшее.

В очередной раз на Комитете по экономической и промышленной политике, энергетике и жилищно-коммунальному хозяйству парламентарии Карелии обсудили резкий рост тарифов на электроэнергию. Но возмущением и обеспокоенностью шокирующие счета за электроэнергию не покроешь.

 Что имеем?

Повышение дифференцированных тарифов на электроэнергию на 20 и выше процентов не является нарушением закона.

Так, председатель профильного комитета Заксобрания Леонид Лиминчук резюмировал: «Мы видим, что по части тарифов рост больше, чем на 9 процентов, но всё это сделано в соответствие с методикой, которую утвердил ФАС».

Он же признал, что по семейным бюджетам всех жителей, которые пользуются дифференцированными тарифами, был нанесен колоссальный удар. А их немало. Так, по информации руководителя Госкомитета по ценам и тарифам Станислава Хазановича, 17,5 процентов пользуются двухзонными тарифами; 0,4 процента – трёхзонными. Лиминчук сделал акцент на том, что Карелия северный и слабогазифицированный регион, где половина территорий – Арктические зоны.  Многие частные дома отапливают с помощью электричества. И нужно задаваться вопросом, правильное ли решение – нивелировать разницу между дневным и ночным тарифами, которая позволяла жителям республики экономить.

«Мы понимаем, что у нас СВО идёт. Люди должны и в это части (прим. ред.  – связанной со снижением накала в ситуации с тарифами) чувствовать заботу от государства»,  – высказал мнение Лиминчук.

Слабые утешения

Сам Станислав Хазанович в своём докладе в очередной раз объяснил, с чем связано повышение тарифов, утешил тем, что тарифы установили сразу на 1,5 года и с учётом установленных Госкомитетом регулируемых тарифов индекс изменения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги не превысил 9 процентов. Правда, признал, что исключением стали тарифы на электроэнергию. При этом повышение тарифа на электрическую энергию без разделения по зонам суток всё же составило 8,9.  В то же время даже ночной тариф, по данным председателя Госкомитета, является одним из самых низких в РФ.

А вообще, рост коммунальных платежей связан с тем, что увеличился объём потребляемых ресурсов (тарифы были введены в самый энергозатратный период).

Так, Хазанович не согласился с тем, что плата граждан стала выше из-за увеличения тарифа. Он рассказал о том, что пришлось проанализировать многие платёжки.

В одном из частных домовладений счёт в ноябре составил 6900 рублей. При таком же объёме потребления, но по новым тарифам счёт в декабре должен быть возрасти до 8900 рублей. Однако у гражданина данный счёт составил 17900 рублей. Вырос он существенно. Хазанович объяснил, что это можно объяснить тремя причинами: увеличением объема потребления, изменением тарифа, изменением доли потребления в ночное и дневное время ( в ноябре было 30 процентов –  днём,70 –  ночью, в декабре ситуация поменялось зеркально). Получается, само нагорело...

К тому же Государственным комитетом были признаны экономически необоснованными в совокупности у всех ресурсоснабжающих организаций расходы на сумму 13 млрд 650 млн 790 тысяч 100 рублей.  И это тоже показатель качественной работы Госкомитета, который в любом случае не может повлиять на изменение роста тарифов.

Проблемы есть, решения нет

И даже повлиять на установление дифференцированного тарифа для Олонца и Приладожья или убрать компанию «Петербургтеплоэнерго», к работе которой у депутатов Законодательного собрания Карелии есть замечания. Хотя Эмилия Слабунова подчеркнула, что отсутствие дифференцированного тарифа для этих территорий Генпрокуратура в 2021 году посчитала дискриминацией.

На что Хазанович напомнил о том, что в ФАС считают иначе и не видят оснований и возможностей для установления отдельного тарифа для Олонца.

Однако в целом дифференцированный тариф может быть установлен, но необходима воля организации вести раздельный учёт по районам.

«То есть, получается, что у нас мольбы населения о непомерных расходах, когда из пенсии в 15 тысяч они по 10 тысяч отдают только за тепло, не считая других коммунальных расходов, ссылки прокуратуры на то, что дискриминации жителей имеет место быть, это все ничто? Только когда  «Петербургтеплоэнерго» реализует своё право, мы рассмотрим вопрос о дифференцированном тарифе?

Конечно, она не захочет реализовать это право! Если мы 30 млн из бюджета платим всем организациям ЖКХ, которые предоставляют информации о платежах, чтобы им государство меры поддержки оказало. <…> Нужно прекращать взаимоотношения с «Петербургтеплоэнерго», рассматривать вопрос о других поставщиках», – считает Эмилия Слабунова.

 Вспомнила Эмилия Эльгардовна и о том, что с марта платить за коммуналку жильцам МКД придётся больше и хотела узнать подробности.

Однако Хазанович уточнил, что  содержание общедомового имущества относится к жилищным, не коммунальным платежам, и этот вопрос не находится в ведении Госкомитета по ценам и тарифам. 

Вообще, ответ на многие проблемные вопросы звучал так: идите к Чепику...

Ждать и верить

Что до ситуации с резким повышением тарифов на электроэнергию, то Лиминчук предложил отправить в Антимонопольную службу письмо за своей подписью с просьбой разработать для Карелии отдельную методику расчета энерготарифов, дифференцированных по времени суток. А ещё подключиться к обсуждению законодательных инициатив по электроэнергетике, которые рассматривает Государственная дума России, и отправить в Госдуму свой пакет предложений. Поможет ли это обычным жителям Карелии платить за электроэнергию меньше, покажет время.

Текст: Ксения Сорокина

Комментарии