Платим за советское «наследие»: почему изменились тарифы на коммунальные услуги

Фото: В. Новикова

От роста тарифов на коммунальные услуги в конце 2022 года жители Карелии так и не смогли отойти. Удар по кошелькам был нанесён болезненный. Как оказалось, виновато советское «наследие», а дорого платить приходится за модернизацию. Хотя приказ ФАС сыграл не последнюю роль в сложившейся ситуации. Чиновники не видят спасения от умопомрачительных счетов, но видят спасение от перетопов и недотопов.

Внеочередная индексация, будь она неладна

Повышение роста тарифов в конце 2022 года заметили все жители Карелии – благодаря шокирующим счетам. Так, депутат-"справедливорос" Ройне Изюмов даже обращался в прокуратуру, чтобы проверить законность повышения дифференцированных тарифов на электроэнергию на 25 – 55 процентов. Спойлер: нарушений законодательства ведомство не обнаружило.

Скрин: страница Ройне Изюмова в VK

Зачем нужно было второе за 2022 год повышение роста тарифов, постаралась объяснить заместитель премьер-министра правительства РК по развитию инфраструктуры Оксана Чебунина в рубрике «ЦУР объясняет». В ЦУРе подчеркнули, что больше всего жители республики были недовольны счетами за воду и отопление.

Оксана Чебунина пояснила, что в декабре прошлого года произошла внеочередная индексация тарифов на жилищно-коммунальные услуги.  Причём индексация произошла опережающими темпами. Однако тарифы были установлены сразу на 1,5 года, то есть до середины 2024 года жители могут спать спокойно.

Рост тарифов Чебунина объяснила изношенностью сетей в жилищно-коммунальном хозяйстве. По сути, в 21 веке в ЖКХ у нас царит советское прошлое, которое мешает оказывать качественные услуги населению. Для того, чтобы у ресурсноснабжающих организаций были средства, в том числе для проведения модернизации коммунальной инфраструктуры, правительство России приняло решение о росте тарифов. А вот заметным рост тарифов стал  из-за того, что индексация произошла зимой.  Если бы тарифы выросли в летнее время, то их рост был бы менее заметным – не было бы таких шокирующих счетов за отопление. По крайней мере, сразу.

Заместитель премьер-министра правительства РК по развитию инфраструктуры также сделала акцент на том, что индексация произошла на предельные 9 процентов, при этом выросли и цена, и объём потребления коммунальных услуг. Сильно больше пришлось платить жителям республики, которые отапливают дома за счёт электричества.

Куда уходят деньги?

Оксана Чебунина рассказала о том, на что тратят средства потребителей (это и предприятия, и  учреждения, и население) ресурсоснабжающие организации:

«Для того, чтобы произвести какой-то ресурс – будь то тепло, вода, электричество –  предприятию необходимо понести соответствующие расходы, закупить топливо. Причём топливо бывает разным. В зависимости от того, на какой котельной  производится тепло – это может быть газ, мазут, уголь, дрова. Чтобы произвести тепло, нужно соответствующее оборудование. Оборудование требует соответствующего обслуживания, ремонта, персонала – как производственного, так и управленческого. Также предприятие обязано платить налоги, прочие социальные выплаты, которые предусмотрены законодательством. Кроме того, никто не отменял инфляцию. В последние годы рост тарифов был меньше уровня инфляции.<…> Все траты, которые предприятие понесёт, всё, что оно должно использовать для производства единицы коммунальной услуги, регламентировано федеральным законодательством (соответствующими постановлениями правительства РФ и методическими указаниями Управления Федеральной антимонопольной службы). Методика предусматривает расчёт самого тарифа и то, как рассчитать те расходы, которые предприятие должно понести. Большинство расходов постатейно индексируется на тот уровень инфляции, который закладывает Минэкономразвития РФ. Помимо тех расходов, которые учитываются при расчёте тарифов, необходимо определить объем тепла, электроэнергии, воды, которые предоставит в плановом году та или иная ресурсная организация.  Расходы, которые предприятие обосновало регулятору, а все тарифы, которые используются в коммунальной сфере, подлежат государственному регулированию: в нашем регионе за это отвечает Комитет по ценам и тарифам, рассчитываются на единицу товара, который будет производить предприятие в той или иной отрасли, в итоге у нас получается тариф».

По словам Оксаны Чебуниной, по результатам предыдущих периодов регулирования ресурсоснабжающая организация обязана доказать, куда она потратила плановые расходы, которые регулятор перед очередным периодом регулирования установил. По фактическим расходам регулятор проводит анализ. Это позволяет убедиться, что не было необоснованных расходов. В том случае, если при плановом регулировании не были учтены какие-то затраты, их учитывают дополнительно при последующем регулировании, чтобы у предприятия не было «дырок в бюджете», а оборотных средств было достаточно для оказания качественных и своевременных услуг потребителю.

Не усугублять!

В разных районах жители несут разные расходы на коммунальные услуги. Это связано с тем, насколько крупное предприятие их обслуживает.  Есть большие предприятия, такие как ТГК-1; есть поменьше: к примеру, «Петербургтеплоэнерго», обслуживающее четыре крупных района республики; есть маленькие предприятия, которые обслуживают 2 – 3 небольших котельных в отдалённых населенных пунктах.  Различается и объем оказываемых услуг, и вид топлива, который предприятие использует. В силу исторически сложившихся условий нет единой теплоснабжающей организации.  У предприятий разные затраты, разный объем – и разная стоимость оказываемых услуг.

Оксана Чебунина уточнила, что при этом есть экономически обоснованный тариф – та себестоимость, которая рассчитана регулятором на стоимость определённой единицы товара. Например, Квт/ час для населения стоит 5 рублей 90 копеек. Население платит меньше. На селе и в городах в жилых помещениях, где есть электроплиты или электроотопление, потребителям приходится платить 3 рубля 8 копеек. Жители, которые пользуются газовыми плитами, платят 4 рубля 40 копеек. Это установленный тариф, его регулятор установил для населения. Существуют источники пополнения разницы между тарифами.  В электроэнергии есть так называемое межвидовое перекрёстное субсидирование, когда за население платят прочие потребители: предприятия, учреждения, организации.  Что касается тепла, в среднем экономически обоснованный тариф составляет 6 тысяч рублей за гигакалорию. Для населения в зависимости от населенного пункта тариф составляет  от 2 до 4,5 тысяч рублей. Разница в тарифах для предприятия компенсируется межтарифной разницей из республиканского бюджета.

«Уровень тарифа, который устанавливается для населения, исходит от тех предельных индексов платы для гражданина, которые мы не можем повышать, чтобы не усугубить материальное положение населения», – заверила Чебунина.

 Чтобы платить меньше

Жители Северного Приладожья жалуются на высокую стоимость отопления. Людей возмущает, что счета солидные, несмотря на то, что часть котельных работает на природном газе. Кроме того, в квартирах у некоторых жителей слишком жарко, то есть имеет место перетоп.

Скрин: прямая трансляция ЦУРа РК

Чебунина подтвердила, что стоимость тарифа  в Олонце, где есть газовые котельные, не отличается от тарифов в Питкяранте, Сортавале и Лахденпохском районе, где котельных на природном газе пока нет. Все эти районы обслуживает «Петербургтеплоэнерго», и тариф устанавливают в целом по предприятию (объясняется это общими управленческими расходами,  общими договорами на поставку топлива).  Однако тот объем природного газа, который потребляется несколькими котельными в Олонецком районе, незначительный, в общих затратах предприятия – менее четырех процентов от остальных расходов. Сейчас у правительства стоит задача как можно быстрее ввести в эксплуатацию те котельные, которые построены в остальных районах Приладожья.  Раньше 2024 – 2025 года, до ввода новых котельных, максимально снизить затраты предприятия не получится. Часть котельных в районах всё ещё работает на угле и мазуте. После того, как котельные будут работать на природном газе, произойдет снижение себестоимости тепла и будет виден эффект от перехода на газ. Снижение тарифов в Олонецком районе привело бы к тому, что в трёх других районах тарифы пришлось бы повысить. Карельская чиновница не считает такое повышение справедливым.

Между тем, Оксана Чебунина считает, что оказание некачественной услуги, которая может быть связана с перетопом или недотопом, недопустимо.  В жилом помещении должна быть комфортная температура: от 18 до 22 градусов. Обратиться с жалобами на перетоп или недотоп можно в Комитет по жилищному, строительному и дорожному надзору. На место выезжает контролирующий орган, делаются замеры.

Фото: "Фактор News"

Видимо, проблема слишком горячих батарей не преувеличена!

«В том случае, если перетоп в квартире действительно есть и тепло поставляется выше норматива, должен быть сделан перерасчёт», – проинформировала Чебунина.

При этом немало многоквартирных домов перешли на общедомовые тепловые счётчики – так называемые умные счётчики. Тогда сотрудники управляющей компании, ТСЖ должны проверить, как отрегулирован прибор.

Недотопы, в свою очередь, могут быть связаны с работой самой котельной или, к примеру, возникать из-за того, что в подъезде холодно, и тепло не доходит до квартир.

Дешевле не станет

Бухгалтерию, производственную и инвестиционную программы контролирует Комитет по ценам и тарифам. Инвестиционную также контролирует Минстрой. Это всё происходит на стадии тарифообразования.  На стадии исполнения коммунальной услуги также есть государственный, региональный и муниципальный контроль. В электроэнергетике есть и федеральный контроль: качество оказания услуг в целом по республике проверяет Ростехнадзор. На некачественные услуги в конкретных жилых помещениях можно пожаловаться в Комитет по жилищному, строительному и дорожному надзору.  В прошлом году в госкомитет поступило более 4 тысяч обращений, больше всего жалоб связаны с теплом.

Естественно, больше всего жаловались те потребители коммунальных услуг, которые пользовались дифференцированным тарифом – по зонам суток. В ЦУРе рассказали, что в пяти регионах России тариф снизили после вмешательства УФАС.

Чебунина сообщила, как ситуация обстоит в нашей республике. Оказалось, что тарифы на электроэнергию устанавливают в рамках предельных параметров, которые задает УФАС. При этом превышение предельных тарифов, которые устанавливает эта служба, фиксируется по установленному одноставочному тарифу. Одноставочный тариф установлен в размерах 4 рубля 39 копеек, 4 рубля 40 копеек. В рамках этого коридора Комитет по тарифам установил одноставочный тариф – 4 рубля 40 копеек. При этом, что касается двухставочных и трёхставочных тарифов, в прошлом году вышла новая методика УФАС, в соответствие с которой предусмотрен график выравнивания разницы между дневным и ночным тарифами. При завершении переходного периода, когда эта разница будет выровнена, ночной тариф должен составлять не менее 60 – 80 процентов от дневного одноставочного тарифа. В соответствие с этой методикой Комитет по тарифам рассчитал ночной тариф. По 23 году он должен составлять не менее 37 процентов от одноставочного тарифа. Берём 4.40 умножаем на 37 процентов, вышел 1.64 для городского населения, 1.5 – для сельского населения.  При этом жители Карелии обращались в Федеральную антимонопольную службу, чтобы убедиться, что тариф был рассчитан верно. УФАС нарушений не выявила. Чебунина отметила, что разница между дневным и ночным тарифами в Карелии самая большая. Однако, как и положено, в ближайшие годы  её собираются довести до среднероссийского уровня.

Советское «наследие»

Коммунальных проблем в Карелии хватает.  Оксана Чебунина уверена, что для того, чтобы двигаться дальше, строить и вводить в эксплуатацию новое жилье, школы, детские сады, необходимо, чтобы была соответствующая коммунальная инфраструктура.  С прошлого года помощь в этом вопросе оказывает федеральный центр.

«Федеральный центр разработал так называемое инфраструктурное меню. Из разных фондов можно брать кредиты под небольшой процент на длительный срок для того, чтобы направлять их на реконструкцию, модернизацию жилищно-коммунального хозяйства.  Благодаря этому механизму сейчас мы проводим модернизацию сетей на Октябрьском проспекте.  Проект рассчитан на сумму более млрд рублей. Таких средств в регионе мы бы никогда не нашли. Если закладывать такого рода модернизацию в тарифе, то это бы отразилось на росте тарифов для потребителей. Нам удастся заменить имеющиеся трубы, создать дополнительные мощности, которые позволят подключать к этой модернизированной системе новое жильё. То же касается и использования средств Фонда национального благосостояния. Средства мы направляем на первоочередные задачи. Самая большая площадь расселяемого жилья – в Суоярви.  Столкнулись с тем, что там мы не можем построить ни школу, ни новое жилье, потому что там практически отсутствует коммунальная инфраструктура. В Суоярви и Сегеже надо заменить максимально большое количество труб. К старым трубам новые участки невозможно приварить, потому что трубы превратились в труху», – проинформировала Чебунина.

Читайте о том, зачем в Карелии ликвидировали Пенсионный фонд.

Текст: Ксения Сорокина

Комментарии