Жительница Карелии заработала 400 тысяч на продаже брусники

Жительница карельского села рассказала о брусничной «лихорадке», высоких ценах, маленьких зарплатах, вездесущих змеях и особенностях ягодного «бизнеса».

 Жительница карельского села с супругом смогла собрать за месяц почти 2 тонны брусники. За ягоды удалось выручить порядка 400 тысяч рублей.

«Ягоды мы решили собирать для дополнительного заработка. Зарплаты у нас небольшие, возможностей заработать в селе не так много. А здесь деньги, считай, лежат под ногами – было бы желание заработать, – поделилась жительница села.  – Вообще, у нас в селе настоящая ягодная «эпидемия». Все ягоды собирают кому не лень. Что толку сидеть на диване и жаловаться на цены… Кому-то и больше ягод удалось собрать, чем нам, с каждого двора ягоды в пункт сдачи носили».

Сельчанка рассказала, что весь отпуск, почти месяц, они с мужем провели в лесу: «Повезло, что не было дождей в августе. Погода была летная для сбора ягод. Труд – это, конечно, тяжёлый. Бывает, весь день по лесу пробегаешь, а так ничего и не соберёшь, а иногда выйдешь на маленькую полянку, там всё усыпано брусникой. Глаза горят, хапаешь её, за 2 часа можно 200 литров собрать на ягодном месте. Но на руках ведра до машины нести  – удовольствие ниже среднего.

Представьте, ведра с ягодой весят 50 килограмм, жара, мошки заедают, канавы, горки, буреломы. Старались далеко от автомобиля не отходить, но порой и 2 километра по лесу пройти нужно было, чтобы вернуться. Конечно, велосипедисты-ягодники столько ягод до дома не довезут, при всём желании».

При этом шанс встретиться в лесу со змеей или медведем никогда не равен нулю.

Фото: Ирина Яковлева

«Собирать ягоды тяжело и не всегда безопасно. Змей в этом году в брусничниках было много – почти каждый куст в августе шевелился. Один раз чуть с медведем не столкнулись. В лес взяли собаку, смотрим – пёс насторожился. Рядом дерево трещит. Когда подошли, нашли развороченный улей. Хорошо, косолапый к тому времени ушёл. Жутковато было»,  – рассказала жительница карельского села.  

Но мало ягоды собрать, их нужно ещё сбыть. Сельчанка уверена, что на трассе ягоды продавать – каторжный труд.

«Допустим, соберешь 200 литров в день. Всю эту ягоду надо перебрать, придать товарный вид и целый день просидеть у дороги в любую погоду, доказывая, что твои ягоды – самый лучшие. 2 часа проведёшь в лесу, а потом – сутки на трассе и не факт, что продашь. Насколько я знаю, 5 литров брусники очищенной продавали за 800 рублей. В ведре где-то 3,5 килограмма. Если сразу же с леса принести те же ягоды в приёмный пункт, то почти то на то и выйдет. И ягоду чистить не придётся. Последняя цена, которую предлагали за литр неочищенной брусники в приёмном пункте, составляла 250 рублей. Сначала литр стоил 100 рублей, но постепенно стоимость брусники выросла. Чернику мы собирали только из спортивного интереса – на еду. Ягода плохо хранится, мнётся, и 10-литровое ведро черники за 15 минут при всём желании не соберешь»,  – объяснила жительница села.

При этом в ягодный и грибной сезоны в лесу людей можно встретить чаще, чем диких зверей.

«Нехоженых мест почти не осталось. Мы весь район объездили в поисках брусники, каждую полянку, горку изучили. И не по одному разу. Люди везде есть. Все же заработать хотят – пенсии маленькие, зарплаты  тоже не радуют. А у всех дети, внуки, бензин растет как на дрожжах. В сельском магазине даже продукты «золотые». Хорошо, наше село дружное. Те сельчане, у кого машины есть, помогают тем, кто лишён этого чуда техники, берут списки продуктов, лекарств, затариваются в райцентре в сетевых магазинах, и всё наготово привозят»,  – сообщила жительница села.

Между тем, ягодный «бизнес» не всегда такой прибыльный.

«Ягоды на  продажу мы не каждый год собираем, только если усилия окупаются и цену предлагают достойную. Десять лет назад максимум на продукты и какие-то небольшие покупки ягод могли насобирать и продать. Сейчас ситуация куда как лучше, но год назад очень дешёво ягоду в пункте сбыта принимали – санкции сказались. Нам объяснили, что сбыта достаточного не было. А в настоящее время всё наладилось, стали продавать ягоду в России и в страны ближнего зарубежья.

Но за клюквой уже не пойдем. Не выгодно. Мало того, что дождей было много в сентябре и болота затоплены – только на лодке плавать, так ещё за литром все закоулки придётся обойти. Да и холодно очень клюкву собирать», – резюмировала сельчанка.

Текст записала Ксения Сорокина

Комментарии