Проект решения ближайшей сессии горсовета уже готов и разослан
В редакцию «Фактора» читатели из Медгоры прислали документ, который они получили накануне. Это повестка заседания сессии городского поселения, которое должно состояться 13 февраля. Четвертым пунктом в повестке значится кардинальная реформа местной власти в районе: ликвидация самого района как юридической единицы и образование муниципального округа, в который войдут все поселения.
Интересна формулировка вопроса: речь идет уже не об обсуждении реформы, а о ее одобрении. Кроме того, к повестке приложен проект решения сессии: одобрить.
Все это может стать почвой для серьезного политического скандала в районе, который рискует выплеснуться за его пределы и в политическом, и в правовом аспекте. Дело в том, что как минимум в двух поселениях на публичных слушаниях, посвященных грядущим преобразованиям, местные жители высказались против.
В поселке Пиндуши общественное обсуждение инициативы состоялось 10 февраля. Всего в голосовании участвовали 129 человек, из них за создание округа проголосовали лишь 18, против выступили 86 человек, воздержались – 20. Эта история получила огласку.
Но вот о результатах публичных слушаний в Челмужском сельском поселении, состоявшихся двумя днями ранее, широкой общественности ничего не известно. Там сторонники реформы также проиграли, сообщает паблик «Общество русской культуры Медвежьегорского р-на»: «за» высказались 17 человек, 21 – «против» и семеро воздержались.
Между тем, по мнению местных жителей, это ключевой момент. Согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» N 131-ФЗ (последняя редакция), итоги этих голосований могут привести к провалу реформы.
Пункт 3.1-1: «Объединение всех поселений, входящих в состав муниципального района, осуществляется с согласия населения, выраженного представительными органами соответствующих поселений и муниципального района, и влечет наделение вновь образованного муниципального образования статусом муниципального округа. При этом, если население двух и более поселений (выделено редакцией) не выразило в установленной форме своего согласия на объединение всех поселений, входящих в состав муниципального района, такое объединение не осуществляется».
С точки зрения юридической вопрос становится весьма спорным. Население двух поселков не выразило согласия – но, с другой стороны, выражаться оно должно через представительные органы, то бишь через депутатов, по совместительству глав этих поселений. А те совершенно законно могут проигнорировать мнение односельчан, ссылаясь на рекомендательный характер общественных обсуждений.
Трудно сказать, как после этого будут складываться отношения между соседями, но такое в истории Карелии уже бывало. Пять лет назад депутат от деревни Войница в Калевальском районе фактически подделала протокол собрания местных жителей, что позволило коммерсантом организацию форелеводческого хозяйства вблизи от деревни.
Читайте по теме: «Жители Войницы воюют в суде из-за форели с собственным депутатом»
В комментариях местных пабликов смакуют происходящее (стилистика сохранена):
«У нас в Чебинском сельском поселении проголосовали за. Но это сборище нельзя назвать публичными слушаниями. Было если не ошибаюсь человек 11 всего. Население не информировалось о мероприятии, подвоза жителей к месту проведения не было, как и выездных комиссий для голосования не было. Агитация за объединение была с помощью рассказов анекдотов».
«Лучше бы они предложили объединить должности главы администрации и главы района в одну в целях оптимизации расходов и бесполезности должности главы района. Об этом жители давно просят, но депутаты почему-то не слышат».
При этом практически не комментируются итоги общественного обсуждения непосредственно в Медвежьегорске, где население 6 февраля большинством голосов высказалось за округ. Впрочем, результаты голосования местные власти на своей страничке в соцсети почему-то не публиковали.
Теперь коротко о сути вопроса. Апологеты и критики реформы не сходятся в главном. Объединение поселений повлечет за собой юридическую ликвидацию самоуправления в населенных пунктах. Противники настаивают, что теперь за каждой официальной бумажкой из деревни придется ездить в административный центр. Сторонники же говорят о сокращении числа чиновников.
Еще два года назад глава республики Артур Парфенчиков, активно проталкивающий идею муниципальных округов, указывал на недостатки существующего разделения властей. И приводил конкретные примеры: ««У нас на 6 тыс. населения в Калевале муниципальных чиновников, наверное, самый большой процент в стране».
Что же касается исполнения административных функций на местах, то оно никуда не делось. Округов у нас на сегодня пять: Беломорский, Питкярантский, Сегежский, Суоярвский и Сортавальский. Ни в одном из них мы не смогли найти примера, чтобы физического исчезновения местной администрации.
Это подтверждает и заместитель председателя Законодательного собрания Карелии Илья Раковский, постоянно занимающийся вопросами местного самоуправления.
Илья Раковский, фото Людмилы Корвяковой
По его мнению, страхи при переходе на одноуровневую модель самоуправления объясняются непониманием того, как на практике будет организована работа чиновников на местах.
Читайте по теме: «В Карелии появится первый муниципальный округ, хотя есть противники»
«Не надо пугать людей темой ликвидации местной власти в поселениях, - говорит депутат. - Везде, где существовали поселковые администрации, они сохраняются. Ни одного здания с флагом в пяти муниципальных округах не исчезло. В них работает такой же муниципальный служащий, а то и не один, как правило».
Просто теперь этот служащий подчиняется напрямую главе администрации района (теперь округа), а не мэру деревни. И содержать этого мэра тоже не приходится, что значительно удешевляет расходы бюджета.
Читайте далее: «Эпохальную сессию горсовета в Медвежьегорске отменили»
Максим Берштейн
Комментарии