Фото: Оркестр Онежской военной флотилии, в центре - Николай Солнышков. Фото из Национального архива Карелии
Как в Петрозаводске появилось «музыкальное дело»

В октябре этого года, как сообщает Календарь памятных дат Карелии, исполнилось 130 лет со дня рождения Николая Солнышкова, дирижера, создавшего в 1918 году в Петрозаводске симфонический оркестр.

К сожалению, о Николае Александровиче нам известно до обидного мало. Мы знаем, что он родился в 1893 году, окончил Петербургскую консерваторию по классу флейты, работал в Петрозаводске, и умер в 1937 году. 

Запись в метрической книге Александро-Невской церкви  Петрозаводска о рождении Н.А.Солнышкова

Но Национальный архив Карелии собрал довольно объемное «досье» на этого необычного человека. 

Чтобы рассказать о Солнышкове и о времени, в котором он жил, воспользуемся теми немногочисленными источниками, оказавшимися в распоряжении редакции. Среди них — статья «Музыкальное дело в Олонецкой губернии», опубликованная в газете «Карельская коммуна» в конце августа 1919 года, а также документы Национального архива РК и музея «Кижи», которые мы сопроводили необходимыми комментариями.

Искусство в массы через экспроприацию

1917–1918 годы были удивительным, но очень кратким периодом в истории Петрозаводска, когда люди, с одной стороны, приняли свержение царя и временного правительства как праздник демократии. В это время был создан симфонический оркестр, организован Театр народной драмы, оркестр «великорусских» — народных инструментов. А с другой стороны, творческая интеллигенция еще не осознавала, что ее ждет при грядущей большевистской диктатуре.

Петрозаводск революционный

Уже осенью 1918 года сторонники Ленина, окончательно захватившие власть в городском Совете, приняли постановление о регистрации и налогообложении частного музыкального имущества граждан: «за рояли и пианино 100 руб. и фисгармонии 50 руб. в год». В противном случае «лица, утаившие вышеуказанные инструменты, будут преданы суду Революционного трибунала, а инструменты конфискованы». Среди выявленных у петрозаводчан инструментов значились «112 роялей, 107 пианино, 14 фисгармоний, около 80 скрипок, 3 флейты, 8 корнетов и виолончелей». Немало для городка, едва насчитывающего 20 тысяч жителей.

Инструменты изымали безжалостно. Вдова «начального народного учителя» Татьяна Андриевская, чья жалоба от 14 сентября 1918 года сохранилась в архиве музея «Кижи», умоляла: «В моей квартире имеется пианино „Дидериксъ“. Инструмент приобретен на деньги, полученные после смерти мужа для убогого сына, чтоб музыкою дать возможность в будущем заработать ему кусок хлеба, ибо к иному труду он будет неспособен». Ответ наркомпроса почтенной вдове история не сохранила…

В какой-то степени большевики одумались благодаря прокатившейся по партийным рядам фразе Ленина: «Искусство принадлежит народу», и тогда стали на обломках культуры прошлого создавать свою — социалистическую. И вот уже в 1919 году появляется статья «Музыкальное дело в Олонецкой губернии», подписанная псевдонимом «Самоед»:

«На днях закончился летний сезон симфонических концертов, организованных Олонецким губернским музыкальным подотделом. До начала второго сезона симфонические концерты давались в Камерно-музыкальном театре и Театре народной драмы. Главное участие в этих концертах принимали симфонический оркестр подотдела под управлением М.Роговского, Н.Кусевицкого, Н.Солнышкова и А.Королькова и солисты (пение). Часть симфонических концертов устраивалась со специальной программой для красноармейцев и учащихся г. Петрозаводска. Ежедневно устраивались музыкально-вокальные вечера».

«Надежды маленький оркестрик…»

Вообще-то, «музыкальный подотдел» губернии переборщил, употребляя термин «симфонический оркестр». Дело в том, что в то время в Петрозаводске, хотя и очень музыкальном городке, физически не могло быть такого большого коллектива, имеющего определенные группы инструментов и насчитывающего более 40 музыкантов. Реально это был ансамбль, число исполнителей в котором начинается от десяти человек.

К тому же это был любительский коллектив, чему есть подтверждения: по архивным данным, «первое выступление в Петрозаводске симфонического оркестра, собранного в основном из музыкантов-любителей, состоялось в июле 1918 года». В него входили представители интеллигенции города — чиновники, учителя…

А еще раньше, как можно узнать из газет, Николаем Солнышковым был создан духовой оркестр: «5 июня на Мариинке, главной улице Петрозаводска (ныне проспект К. Маркса), были устроены гулянья, собралось едва ли не полгорода. Духовой оркестр под управлением Солнышкова исполнял Чайковского, Грига, Брамса».

Читаем статью дальше:

«В столь исключительный момент, когда враг стучался в ворота города (имеется в виду оборона Петрозаводска в мае–июне этого же, 1919 года, от противостоящих большевикам „белых“ сил — ред.), работа музыкального подотдела ни на минуту не останавливалась.

Мы, меломаны, можем гордиться, что в нашем медвежьем углу открыты музыкальная студия и музыкальная школа. Судя по наведенным справкам, в школе насчитывается 98-100 учащихся, усердно посещающих занятия… В школе преподается игра на скрипке, виолончели, духовых инструментах, общее музыкальное развитие, учение о звуке, сольное пение и т. д. В ближайшие дни в школе вводится преподавание хорового пения, истории искусств и класс ансамбля.

Наряду со школой функционирует музыкальная студия, в которой в широком масштабе преподаются предметы искусства, в число учащихся студии принимаются самые широкие массы. Для получения специального музыкального образования в Петрозаводске открыты высшие музыкальные классы с программой консерватории. Кроме этого всего, в Петрозаводске существует губернская музыкальная библиотека и склад нот, музыкальных инструментов».

Склад, разместившийся в Гостином дворе, откуда изгнали купцов, видимо, и был тем местом, куда свозили реквизированные у населения  инструменты на нужды пролетарской культуры. Однако, судя по докладным запискам, большинство из них были непригодны для использования, но музотдел мог по своему усмотрению «брать в пользование» и оставшиеся у владельцев зарегистрированные инструменты. Так «на костях» прошлого создавалась новое «музыкальное дело».

Талантливейший ученик

Конечно, статья у Самоеда — ее анонимного автора, получилась скорее похожей на самоотчет музыкального отдела, но факт остается фактом: энтузиастам, независимо от политических взглядов, удалось спасти то, что Петрозаводск имел от «наследия царизма». И без сомнения заслуга в этом и флейтиста Николая Солнышкова.

Кстати, в январе 1919 года он организовал что-то вроде профсоюза музыкантов — Производственный Союз оркестрантов Петрозаводска, став председателем его исполнительного комитета. Члены этого союза добились установки расценок за свою работу: «лекции по 100 рублей, практические занятия по 60 рублей, за участие в сольных выступлениях по 125 рублей».

В 1926 году в Петрозаводске открылась первая радиостанция, начавшая регулярное вещание на районы Карелии, и, соответственно, радиокомитет. В его ведение передали небольшой — 18 человек — оркестр Солнышкова. А 10 декабря 1933 года постановлением СНК АКССР при Комитете по радиофикации и радиовещанию был создан симфонический оркестр, численностью 37 музыкантов. Дирижером его стал Леопольд Теплицкий

Симфонический оркестр, дирижер Леопольд Теплицкий

Брал ли Николай Солнышков с этого времени в руки дирижерскую палочку — неизвестно. Он занял пульт первой флейты оркестра, много преподавал. А однажды, в 1934 году, пригласил своего самого талантливого 14-летнего ученика вторым флейтистом. Этого мальчика, ставшего в последствие самым знаменитым композитором Карелии, звали Гельмер Синисало…

Студенческий билет  Гельмера Синисало

Фото: Максим Берштейн

Оркестр — детище Николая Александровича Солнышкова — за время своей истории неоднократно менял свои названия: Оркестр Радиокомитета, Оркестр Карельской филармонии, Симфонический оркестр Карельского радио и телевидения, Симфонический оркестр Министерства культуры Республики Карелия...

В 1997 году он окончательно вошел в состав Карельской государственной филармонии. И скоро мы отметим 90-летний юбилей этого музыкального коллектива.

Симфонический оркестр Карельской государственной филармонии сегодня. Дирижер - Анатолий Рыбалко. Фото: Карельская филармония

Текст: Александр Трубин

Комментарии