Фото: Максим Берштейн
Инвестора детского лагеря в Карелии оставили без имущества

На загородной базе «Уя» под Петрозаводском дети перестали отдыхать, а бывшего арендатора втянули в финансовую тяжбу с властями

Горшок об горшок

15 лет карельская туристическая фирма развивала место отдыха петрозаводских кадетов на основании договора с правительством Карелии. Но сегодняшним требованиям, предъявляемым к детским лагерям, «Уя» не соответствует. Учитывая, что никакой пользы республике арендатор базы больше не приносит,  и бесплатно пользуется государственным имуществом, договор продлевать не стали.

Читайте по теме: «Почему кадетский лагерь в Карелии стал частной загородной базой»

Ничто не предвещало скандала. Насильно мил не будешь: помещения инвестор освободил. Начали решать имущественные вопросы, и тут все пошло наперекосяк.

По условиям договора, при его прекращении имущество делится согласно отдельному соглашению, «являющемуся неотъемлемой частью договора». Проблема в том, что этого отдельного соглашения не существует, стороны так и не удосужились его подписать за все 15 лет действия товарищества.

Фирма-инвестор предложила провести совместную инвентаризацию и определить общий объём имущества, которое появилось в период действия договора. Но, как утверждают юристы, представляющие сегодня интересы фирмы,  Минимущества Карелии в этом отказало – заявило, что инвентаризация уже проведена.

Теперь на понимание. В период действия договора простого товарищества, согласно закону, все имущество становится общим, и не важно, частное оно или государственное. Когда товарищество распадается, имущество, которое предоставил каждый из товарищей при заключении договора, подлежит возврату без  оплаты за пользование. А вот имущество, созданное в период действия договора, подлежит разделу между товарищами, в том числе здания и сооружения. Позиция инвестора состоит в том, чтобы так оно и было.

Рыночная стоимость имущественного комплекса в 2006 году была определена в 1 миллион 760 тысяч рублей – это взнос республики. Вложения компании-инвестора составили 50 миллионов рублей, что также подкреплено документами. То есть пропорция составила 96,5 процента от частников против 3,5 процентов от государства. Именно на таком варианте определения долей в общем имуществе настаивает туристическая фирма.

Карельское Минимущества ничего предлагать не стало. Уже в ноябре 2021 года первый замминистра имущественных и земельных отношений Ольга Кучкова официально заявила изданию «Республика»: «Договор закончил свое действие 31 октября, сейчас на территории базы «Уя» объектов недвижимости, находящихся и зарегистрированных в частной собственности, нет. Есть только объекты недвижимости, находящиеся в собственности республики».

Бывшему инвестору выдали всю «движку» (мебель, оргтехнику и т.д.), заперли ворота и выставили охрану.

Аренда без обременений

Упрекнуть чиновницу в том, что она слукавила, невозможно, зарегистрированных частных объектов на территории базы действительно нет. Как поясняют представители инвестора, государство просто не стало их регистрировать, в том числе 7 новых коттеджей. И сейчас относительно неисполнения обязанностей по государственной регистрации этой недвижимости также идут суды.

Понятно, что инвестор посчитал себя обманутым, предъявил претензии на свою собственность, а потом обратился в суд.

Как рассказывает адвокат Даниил Овчинников, его клиент был готов на значительные уступки:

«Мы предложили такой вариант раздела. У государства остаются те объекты, которые находились в государственной собственности на момент передачи в качестве вклада (претерпевшее улучшения и реконструкцию!) плюс объекты вспомогательного назначения, созданные в период действия товарищества. Инвестору же перейдёт только 7 новых коттеджей».

Минимущества на предложение отреагировало своеобразно: оно выставило «Ую» на торги в поисках арендатора, прекрасно зная о наличии разногласий и спорной недвижимости на объекте. Но арендатор нашелся, причем это был единственный участник – за 7 миллионов рублей в год.

Что же касается судебной тяжбы, где бизнесмены пытаются вернуть хоть часть своего имущества, то ответчики – Министерство имущественных и земельных отношений и Фонд Госимущества Карелии – заняли позицию довольно остроумную. Они заявили, что истец вообще не является стороной договора.

Поясним:  изначально, в 2006 году, договор был заключен с ООО «Туристическая компания «Карелия», которое передала свои права и обязанности по договору, а так же вклад в товарищество, другой организации - ООО «Карельская туристическая компания».  Эта фирма, в свою очередь, в 2012 году аналогично передала права и вклад по договору в пользу ООО «ТК «Карелия». Все это происходило с полного согласия второй стороны.

Теперь же МИЗО заявляет, что ему ничего не известно о передаче прав и обязанностей к «ТК «Карелия», а значит, фирма не является стороной договора и не имеет прав на долю в общем имуществе. И поскольку в 2013 году «Карельская туристическая компания» была реорганизована, договор о совместной деятельности прекратил свое действие с момента реорганизации одного из Товарищей (в законе есть такая норма).

Фонд госимущества пошел еще дальше: он напомнил, что участники договора на второй стороне также были реорганизованы. Так, Министерство промышленности и природных ресурсов Карелии в 2007 году преобразовали в Министерство природных ресурсов РК, а республиканский Государственный комитет по управлению государственным имуществом и организации закупок в 2017 году стал Министерством имущественных и земельных отношений. То есть, по мнению Фонда, договор прекратил свое действие вообще в 2007 году.

И самое главное: в руководстве Фонда считают, что объекты, созданные на территории лагеря во исполнение договора о совместной деятельности, являются самовольными постройками, так как у инвестора не было прав на землю.

В связи с этим у нас, как у сторонних наблюдателей, есть два вопроса. Во-первых, что делать с документами о передаче прав и подтверждающими внесение инвестором вклада в товарищество? МИЗО и Фонд их не видят – а они есть… 

И второй: если договор не действовал аж с 2007 года – как тогда все эти 14 лет государственными органами подписывались акты приемки работ, получались согласования на строительство и вывозились на отдых дети?..

Эпилог

Дети здесь больше не отдыхают. Все, что получает республика от бывшего детского лагеря, это 7 миллионов рублей в год за аренду, которые, возможно, улетучатся после всех судебных тяжб. Кто выиграл от этого скандала, непонятно. Ну – кроме нового арендатора, которому бесплатно достался земельный участок, где расположен бывший спортивно-оздоровительный лагерь. А также акватория озера под причалами, которая и теперь остается в пользовании «ТК «Карелия» на основании договора водопользования, сами причалы, и еще много чего.

При этом вопрос об обеспечении доступа водопользователя к акватории так и не решен.

…Журналисты обычно не лезут в «разборки» между хозяйствующими субъектами. Но в данном случает речь идет не о частном случае, а о пугающей тенденции. Если государство в лице республиканских органов управления не просто не идет на переговоры с бизнесменами, а старается забрать у них все – о какой инвестиционной привлекательности региона мы вообще можем говорить?

Текст: Максим Берштейн

Комментарии