Спектакль «Семь сов» в Карелии: «Фарш невозможно провернуть назад»

Премьера спектакля «Семь сов» (12+) в Национальном театре Карелии не останется незамеченной. «Это не утренний спектакль однозначно», – заверила режиссер спектакля Юлия Беляева. Детей младше 14 лет лучше не приводить.

 «Нам улыбнулась удача», – так в Национальном театре Карелии отозвались о сотрудничестве с главным режиссером Коми-Пермяцкого национального драматического театра Юлией Беляевой, которая продолжает жить и творить в Москве.

На вопрос журналистов: «Вас можно прописать в качестве московского режиссера?», Юлия со смехом ответила: « В принципе, да…» (всем приятно быть московскими режиссерами).

И пояснила:  «Я сейчас на два города живу. Такая судьба у режиссеров – пилигримы».

Но самый первый и главный вопрос о премьере звучал так: «Спектакль не слишком взрослый для подростков?»

«14-летние дети должны понять спектакль. В нем есть так называемая постельная сцена, но она решена в комическом ключе. Все прилично. Ничего эротического в спектакле нет, кроме торса Глеба (прим. ред. – актера Национального театра Глеба Германова, который играет роль мельника Гюнтера).

Спектакль «Семь сов», по словам режиссера, не детский и совсем не утренний.

«Эта история изучает природу насилия, предательства – достаточно острые темы. Эти темы могут стать основой для важного разговора, важных вопросов, не ответов…» – уверена Юлия Беляева, которая очень надеется, что спектакль найдет своего зрителя.

«Ты всегда надеешься, что спектакль будет принят зрителем. Если он не принят зрителем, он умирает.  Но и зрителям хочется ставить какие-то непростые задачи. Текст, который Ксения Коган (прим. ред. – Конферансье) произносит в начале спектакля, – из работ Брехта. Он про усложнение, про третий и четвертый слой. Чтобы зритель начал думать, почему такая форма» – поделилась мнением Юлия.

Работать над спектаклем было непросто.

  «Я не так много работаю с современной драматургией, как-то так получается. Работать, когда автор жив,  достаточно сложно и ответственно. Завтра (прим. ред. – 13 декабря)  Владимир Геллер приезжает с женой, и все мы ужасно волнуемся, что он скажет: «Я не про то писал».

Как оказалось, к театру Владимир имеет очень опосредованное отношение. Всю жизнь он посвятил архитектуре, а вот его супруга работает с мультфильмами. Не удивительно, что сценарий «Семь сов» был написан именно для мультипликационного фильма. Но мультфильм пока так и не вышел, а для театра  сценарий пришлось переделывать. Получилось кабаре.

До работы над спектаклем Юлия Беляева не была знакома с актерами Национального театра Карелии, пришлось смотреть записи спектаклей. Помогали советами Вячеслав Поляков – главный режиссер театра, и Наталья Жемгулене, завлит Национального театра. В результате с распределением ролей угадали.

«В ваших артистах меня подкупает неуспокоенность, по-хорошему студенческий настрой. Такого не было: у меня не выходит, пусть режиссер меня режиссирует. Это была работа в команде. Артисты что-то предлагали, придумывали, от чего-то отказывались. Диалог сложился, несмотря на то, что мы достаточно быстро работали» – поделилась мнением режиссер.

Благодаря Эмилю Сагдиеву появился дополнительный персонаж – Бабушка Сова.

 «Должно было быть семь сов, но Малая сцена, не хотелось наводнения,  лишнего количества артистов, тесноты. Я думала, что старушка где-то в тени просто кряхтит, а Эмиль придумал себе полноценную роль бабушки. Изначально должен был играть авиатора и в темноте бродить в образе старушки»– объяснила Юлия.

Юлия подчеркнула, что наши артисты были готовы работать денно и нощно. Особенно дети. Ирэна Жемгулене сыграла Совёнка Бусинку, Степан Белов – Совенка Малыша.

«Они, как будто брат с сестрой. Но так случайно вышло. Степа – сын Алексея Белова – актера, который играет Папу Сова. А Ирэна – дочь Натальи Жемгулене. Все совпало, и флейта, и скрипка. А еще они сдружились, как брат с сестрой. Это очень трогательно».

«Текст мы, конечно, «обживали», но старались не перекраивать работу драматурга. Какие-то шутки рождались в процессе, что-то добавляли. Например, Владимир Сотников, заслуженный артист Карелии, который играет Весельчака, несколько четверостиший дописал, чтобы было больше рекламных лозунгов»,  – рассказала Юлия.

А вот фраза Весельчака: «Фарш невозможно провернуть назад», – была в авторской версии пьесы. Она – жесткое напоминание о том, что любой поступок, особенно если речь идет о предательстве, имеет свою цену.  

Своим отношением к работе подкупили режиссера и столярный цех, и пошивочный, и реквизиторский.

«У вас очень дотошный начальник столярного цеха Игорь Тихонов. В итоге получились очень правдоподобные декорации. Вы думаете это дерево? Но нет! Влюблена в вашего мастера, хотя он всегда такой суровый.  Приходит, смотрит – мол, опять стучите по моей работе, сильно только не топайте», – с улыбкой поделилась Юлия Беляева.

Интересный сценарный ход в последний момент придумала Любовь Мелехина, она отвечает за сценографию. Мешок, из которого высыпается зерно, раскачивается, как маятник, и возникает ощущение непоправимости произошедшего.

Юлия уточнила: «Я говорила – не надо, мы там танцуем, обязательно кто-нибудь упадет. Люба настояла. Сказала, что без этого не будет спектакля».

Это добавило уборщицам работы. Но, по словам Юлии Беляевой, все относятся с пониманием к рабочим моментам. «Не во всех театрах так», – добавила Юлия.

При этом Юлия уверена, что «Спектакль все еще встает на ноги».

«Есть присказка: на премьеру ходят либо родственники, либо садисты. Артисты – в зажиме, многие вещи – еще в процессе. А в этом спектакле есть объем, тема, есть, куда развивать. Верю, что ребята войдут во вкус и «задышат». И через полгода это будет более легкий спектакль. Кабаре – это все-таки легкий жанр», – пояснила режиссер-постановщик.

 

Для Юлии Беляевой важно было, чтобы каждый зритель увидел в спектакле что-то свое: «У кого-то возникнут ассоциации с Нацистской Германией, у кого-то – со своим классом. Тема травли знакома детям. Уверена, у подростков будет какой-то свой взгляд на спектакль. Нам же хотелось сделать притчу в отрыве от конкретики. Мы стремились к обобщению. Не случайно в прологе звучат слова о том, что театр не занимается рынком морали. Я  не формулирую мораль. Не даю ответы на вопросы, кто виноват и что делать. За такими ответами нужно не в театр приходить. А вот вопросы я могу задавать».

Режиссер спектакля уверена, что современная драматургия позволяет более остро ощутить все то, что мы переживаем сейчас. Не случайно, спектакль появился благодаря гранту Российского фонда культуры, который поддерживает именно современную драматургию.

Юлия Беляева пообещала вернуться в Петрозаводск летом, чтобы посмотреть, как изменился спектакль за несколько месяцев.

«В Петрозаводске очень холодно сейчас, в Москве теплее. Хочу вернуться сюда летом. Пока только Рускеалу успела посетить – там холодно, но прекрасно. А в Кижи не съездила, но хотелось бы там побывать. В Кудымкаре сейчас минус сорок, так что я счастлива, что я с вами», – резюмировала Юлия.

Напоминаем, что спектакль «Семь сов» создан с использованием гранта, предоставленного ООГО «Российский фонд культуры».

Над спектаклем работал целый тандем творцов: помощник режиссера – Ольга Берестенникова,художник – Любовь Мелехина, хореограф – Максим Пахомов, художник по свету – Дмитрий Зименко ( творческий псевдоним – Митрич). Атмосферную «кабарешную» музыку создали композитор Николай Бабич и Ксения Коган, музыкально-драматическая актриса Нацтеатра. 

Текст: Ксения Сорокина

Фото: Людмила Корвякова

Комментарии