Белоснежка, семнадцать гномов, сказочные декорации: чем удивил Театр кукол Карелии

Восполнить дефицит волшебства поможет погружение в старую сказку, рассказанную на новый лад в столице Карелии. Настоящий портал в сказочный мир ищите в нашем фоторепортаже.

Сказку братьев Гримм в новом прочтении в преддверии Нового года можно посмотреть в Театре кукол Карелии. Такую сказочную историю о Белоснежке и гномах не видел даже Голливуд. Мимирующие гномы из латекса, подвижное зеркало, жутко привлекательные деревья, роковая и очень завистливая королева – узнали, как создавался волшебный спектакль «Белоснежка и гномы» (6+).

 Как оказалось, во время подготовки к спектаклю вся техническая часть театра превратилась в одну большую мастерскую. Здесь создавали розы, тележки, тазы, волшебные яблоки, подкрашивали и украшали деревья – в общем, творили настоящее волшебство.

Подробнее о создании декораций рассказала заведующая постановочной частью театра  Марина Зленко:

«Времени на подготовку у нас было не очень много, часть декораций и куклы пришлось заказывать. Декорации делали в мастерских «Театральный портал» в Северной столице. Как всегда, выручил технолог Александр Клеветенко и его команда. Именно там  для нас изготовили конструкции «дорог», которые позволяют волшебному зеркалу перемещаться по сцене. Кукол для нас делали в Беларуси по новейшим технологиям. С силиконовыми элементами мы пока не работали, но очень хотелось попробовать. Конечно, куклы на месте мы немного усовершенствовали, «подогнали» под артистов (надо учитывать размер руки артиста, чтобы ему было удобно с куклой работать). 

Декорации для спектакля очень объемные – пока с трудом понимаем, где их будем хранить и как их перевозить во время гастролей, но полученный эффект стоит всех неудобств. Сказка наяву!»

Костюмы для героев и злодеев сказки также создавались в Петрозаводске. Отвечала за эту часть спектакля белорусская художница Ольга Дворовая. Между художником по костюмам и мастерами театра Верой Копосовой и Екатериной Черной развязались нешуточные баталии – неувядающая фантазия VS реальная жизнь. Забегая вперед, победил зритель.

«Художнику, конечно, хочется создать сказочный образ, а наша задача сделать так, чтобы артисты в костюмах могли  свободно двигаться и работать, но очень старались довести до идеала», – уточнила Марина Зленко.

Металлические элементы также изготавливали в Петрозаводске. На протяжении многих лет театр сотрудничает с  печным центром из Петрозаводска.

«Все, что касается металла, заказываем со стороны. В театре нет своего сварщика. Да и подходящего помещения. Хотя хотелось бы», – пояснила заведующая театра по постановочной части.

Полученный результат оценили не только создатели и зрители, но и артисты театра. За сценографию нужно благодарить белорусского художника Дениса Козлова.

«Это красота неописуемая.  Не знаю, как детям и зрителям, но мне очень нравится… Снег идет, деревья двигаются, Белоснежка куда-то бежит – тебя просто затягивает в сказку», – признался заслуженный артист РК актер Театра кукол Олег Романов.

  Артистам очень понравилась работать с мимическими куклами. Это только в сказке братьев Гримм гномов было 7, в постановке режиссера Игоря Казакова количество гномов возросло до 17 (7 актеров и 10 кукол). И даже гномы-куклы оказались крайне эмоциональными персонажами.

Так, Ворчун, образ которого воплотил Олег Романов, может немного скрючить нос, скривить рот и даже выпучить глаза.

Заслуженный артист Карелии актер Театра Кукол признался, что долго вживаться в роль Ворчуна ему не пришлось: «Мне достался самый замечательный гном из всех. Он ворчун, циник, постоянно всем недоволен. Это же прекрасно, когда практически ничего играть не надо. Я, конечно, добрый человек, но мы с ним практически сроднились. Никому в руки его не даю».

Другие артисты театра также с радостью рассказывали о своих перевоплощениях на сцене.

 «У меня очень сложная роль – фиолетового гномика. Он немножко задиристый, всегда хочет быть в центре внимания, но ему не дают. Хотя он изо всех сил старается. Задавака.  А вообще, все гномы добрые, любят Белоснежку. Если говорить о трудностях, с которыми мы сталкивались в спектакле, то мне было сложно петь и танцевать одновременно», – рассказал Антон Верещагин.

Артистку театра Ирину Будникову роль мачехи Белоснежки вдохновила: «Я хотела создать красивое зло. Чтобы в первой сцене в меня все влюбились и испытывали симпатию ко мне, а затем испытали антипатию.  Раньше у меня не было отрицательных ролей, характерных. Я играла в основном лирических героинь, но очень хотелось попробовать себя в чем-то новом. У меня здесь несколько выходов, я не постоянно нахожусь на сцене, но каждый выход я старалась сделать ярким».

Прекрасную Белоснежку сыграла Мария Артибякина.
«Роль интересная, есть вокальные элементы. В целом Белоснежка представляет собой классический образ принцессы – такими все девочки мечтают быть в детстве. Но похожие роли в моем репертуаре уже были. В конце прошлого сезона сыграла Мальвину».

Спектакль о Белоснежке и гномах не только красивый, но еще и музыкальный. Поэтому очень ответственные роли достались хореографу Евгению Иванову, который приехал из Минска и композитору Александру Литвиновскому, творчество которого знакомо карельскому зрителю благодаря спектаклю «Сад» (12+). 

«Спектакль детский, нужно, чтобы нас понимали дети, разговаривать на их языке – даже с точки зрения пластики. Сложность и в том, что на сцене много гномов. Они смешные, озорные, много двигаются. Старались, чтобы это хорошо и выгодно смотрелось. Сделали ставку на яркой, но простой хореографии», –  объяснил Евгений.

Благодаря игре света и тени даже предметы в спектакле получились живыми: деревья то уютно мигали оранжевыми огоньками,  то зловеще надвигались на Белоснежку, зеркало предвещало беду, когда появлялось в сценах с мачехой, и становилось предвестником счастья в сценах с повзрослевшей Белоснежкой, мечтающей о принце.  

А гномы стали движущей силой спектакля. Именно они рассказывали историю Белоснежки, смешили зрителя до колик в животе и помогали добру одержать победу над злом и коварством.

Олег Романов уверен, что режиссеру удалось угадать роли, которые действительно подходят актерам: «Игорь Казаков у нас в Театре кукол поставил «Ревизора», так что распределил роли, уже зная труппу. Угадал, кто и каким гномом должен быть – все продумал, вплоть до цвета костюмов и везде попал в десятку.

Еще больше ярких моментов – в нашем фоторепортаже!

Текст: Ксения Сорокина

Фото: Людмила Корвякова

Комментарии