Фото: Людмила Корвякова
Общество
Жители столицы Карелии предлагают способ убрать из города нерадивых перевозчиков

Идея проста: пусть дело решит рынок

В минувший понедельник глава Петрозаводска Инна Колыхматова признала то, что юристам было известно давно: в противостоянии с перевозчиками, возящими народ по нерегулируемому тарифу, мэрия проиграла. И, как считают наши эксперты, не могла не проиграть, потому что закон сейчас на стороне перевозчиков.

Напомним: городские власти задумали провести в Петрозаводске реформу транспортного обслуживания населения. Основной ее идеей был перевод подрядных организаций на регулируемый тариф. Если кратко, то это означает, что компании все равно, сколько пассажиров она перевезет, ей платят за количество не людей, а рейсов. Всю выручку она сдает в казну и получает фиксированную сумму. На этих условиях в город уже пришла фирма, поставившая голубые автобусы на маршруты №№ 5, 14 и 29.

Читайте по теме: «Как будет ходить транспорт в Петрозаводске после долгожданной реформы» 

Кроме того, для закрепления такой системы мэрия заключает с компанией контракт. Сегодня таких контрактов нет, «старые» перевозчики ездят на основании свидетельств об осуществлении перевозок по маршрутам. Этот документ, в отличие от контракта, невозможно расторгнуть, потому что он не содержит никаких взаимных обязательств. Отозвать его тоже нереально ввиду мягкости условий.

Поэтому когда петрозаводскую администрацию упрекают в том, что юристы неправильно составили договоры с перевозчиками, это несправедливо, никаких договоров нет. Как бесполезно требовать от мэрии контролировать работу «маршрутчиков».

Вот типичные претензии, взятые из комментариев под сообщением Инны Колыхматовой (стилистика сохранена):

«Вопрос. Почему был подписан контракт с прежними перевозчиками, по которому мэрия никак не может на них воздействовать. Контракт на таких условиях нужно было просто не подписывать. А почему подписали? Тут наверное должна заинтересоваться прокуратура…»

«Кто и на чем выйдет с 1 июля? Последний раз до появления синих автобусов 29 маршрут обслуживала одна маршрутка раз в 2 часа и у той постоянно отваливалась дверь. Все водители ушли на новый маршрут. На чем чисто технически тосноавто планирует перевозить людей где-то это можно узнать?»

«Вы издеваетесь? посмотрите статистику, пазики сыпятся!!!!! то горят, то балоны отлетают, то колеса взрываются.

Почему за маршрутами никто не следит перед выходом, а для галочки ставят только что все хорошо? почему маршрут не сохраняется ?,а когда взбредет в голову,туда и повезет водитель или высадит тебя поставив аварийку, или вообще откажет, якобы в горку не подняться, как на Кемской, сколько там водителей просто не едут, а как патруль так едут. Я езжу на машине, мне страшно за свою семью ездить на пазиках! Я бы лучше на "гармошке"проехала , безопаснее почему на эти моменты никто не обращает внимание, надо давать штрафы не 500 р, а по 50 тр, чтоб не повадно было»…

Ответы местной администрации однотипны, но, как показали многочисленные проверки, правдивы:

«К сожалению, в настоящее время в соответствии с действующим законодательством возможность привлечения перевозчиков, осуществляющих перевозки по нерегулируемым тарифам, к ответственности у Администрации отсутствует.

Направлять жалобы можно напрямую в транспортные компании. Все необходимые данные о транспортных компаниях размещены во всех салонах транспортных средств, а также на официальном сайте Администрации в разделе «Транспорт»… Обеспечение безопасности дорожного движения, проверка документов о прохождении техосмотра - компетенция сотрудников ГИБДД».

Мэрия действительно пыталась перевести всех перевозчиков на регулируемый тариф. Но уже после начала транспортной реформы, в 2022 году, в федеральном законодательстве появилось маленькое, но основополагающее изменение: теперь переходы на регулируемый тариф нужно согласовывать с действующим перевозчиком, то есть заручаться его согласием. Хозяева петрозаводских «пазиков» соглашаться отказались. Дальше пошли суды, но было понятно, что они в итоге сыграют на руку «маршрутчикам». Как и случилось.

Вопрос: что теперь делать? Один вариант казался наиболее перспективным после того, как журналисты нашего холдинга обнаружили главного бенефициара «бунта перевозчиков». Как мы установили, все фирмы, отказавшиеся поддержать транспортную реформу, фактически контролируются крупным чиновником карельской власти и видным членом «Единой России». И хотя по бумагам все выглядело иначе, мы не можем поверить, что таким беспокойным хозяйством управляет 20-летний сын чиновника, студент.

Читайте по теме: «Властям Петрозаводска в транспортной реформе противостоит сын главы соседнего района» 

Мы высказали непонимание, как человек, встроенный в систему управления регионом, бесстрашно тормозит развитие столицы этого региона, и никто из руководства не пытается на него повлиять. Но наше непонимание, очевидно, не нашло понимания.

Теперь решение вопроса взяли на себя обыватели. Они спрашивают: почему нельзя поставить на те же маршруты, по которым колесят «пазики», автобусы с регулируемым тарифом, которые будут явно дешевле, не говоря уже об удобстве? И тем самым, в конкурентной борьбе, выдавить с наших улиц безответственного подрядчика? Из комментариев:

«Чтобы оставить новые автобусы, может немного изменить маршрут, присвоить новые номера и в путь. А на дряхлых «ведрах» отказываться ездить. Сами уйдут».

«Я не понимаю одного, ну ок, нет управы у вас на транспортные компании, но почему нельзя пойти на финансовые потери и составить им конкуренцию, просто выбить с рынка, поставить параллельно их маршрутам автобусы типа Транс Балта? С ценой за проезд на 10₽ ниже, я про покупку новых автобусов вообще молчу, хотя это тоже вариант».

Местная администрация уже ответила, что взяла эти предложения в работу (только сейчас?..). В любом случае, реформа поставлена на паузу. И тут самое время задуматься: а так ли уж это выгодно? Ведь автобусы на нерегулируемом тарифе – это траты бюджета, и траты огромные. Еще одно мнение, причем человека, хорошо разбирающегося в вопросе:

«… Мы сегодня выдумываем рассказки о якобы «судах, запретивших реформу». Хотя суд не ничего не запрещал и ничего не диктовал. Он запретил выгонять «старых» перевозчиков с маршрутов. Но и так весь год параллельно ездили «4» и отличающийся от него как яйцо в профиль «14», только первый - за свой счёт, а второй - питаясь из городского бюджета. Но чтоб носить воду в решете, надо, чтоб в решето заливалось больше, чем выливается. Город «вылил» полмиллиарда, всё, аттракцион закончился, возвращаемся в исходное. Хорошо хоть суд подвернулся, есть на кого свалить…»

Действительно: голубые автобусы гатчинского «Транс-Балта» будут возить нас до 1 июля, после чего, скорее всего, уйдут, прихватив с собой несколько сотен миллионов заработанных в Петрозаводске рублей. По утверждению компетентного источника, это в четыре раза меньше, чем за тот же период было выделено на троллейбусное управление города. А тем временем проезд в частных «пазиках» продолжает дорожать, и остановить это мэрия не в силах. 

Так может, пересмотреть суть реформы, уж коли на это появилось время?

Текст: Максим Берштейн

Комментарии