Как будет ходить транспорт в Петрозаводске после долгожданной реформы

Фото: Людмила Корвякова

Транспорт в Петрозаводске начнёт ходить по-новому. По крайней мере, так утверждают городские власти. Тайны грядущей транспортной реформы приоткрыли на открытой планёрке в мэрии 12 декабря. Если коротко, то реформа поможет бороться с повышением цен, позволит регулировать тарифы и продлить маршруты, но безболезненно пережить её не удастся.

Что имеем?

К концу 2022 года в Петрозаводске пассажирскими перевозками занимаются одно муниципальное предприятие «Городской транспорт» (троллейбусы) и девять частных транспортных компаний, организующих автобусы. Плюсом у последних в мэрии называют отсутствие расходов из бюджета. Правда, количество минусов перекрывает этот сомнительный плюс с лихвой.

К слову, сегодня Петрозаводск занимает 71 место в ТОП-82 по качеству общественного транспорта.

Власти сейчас не могут влиять на тарифы автобусных перевозчиков, правила для которых установили ещё в 2016 году.  Максимум можно аннулировать лицензию, но это влечёт разные бюрократические трудности. Поэтому в администрации Петрозаводска и затеяли транспортную реформу.

Зачем нужна транспортная реформа?

Новую транспортную схему для Петрозаводска разработал Российский дорожный научно-исследовательский институт (РОСДОРНИИ). Специалисты проанализировали пассажиропоток, загруженность и протяжённость маршрутов городского транспорта, существующую дорожную сеть со всеми элементами транспортной инфраструктуры, остановочными пунктами, разворотными площадками, контактной сетью электротранспорта, средствами организации дорожного движения (светофорными объектами, дорожными знаками, точками притяжения, жилыми и социальными объектами). Трудились с конца 2021 года. С помощью методов математического моделирования на основе комплекса «Визион» они составили карту городских маршрутов. Полученный результат можно будет использовать даже при изменении переменных: например, появлении новых дорог, районов или закрытии моста на ремонт.

Скрин видеофрагмента с прямой трансляции

В ожидании перемен

Маршрутная сеть изменится на 40%, время ожидания транспорта после реформы не должно будет превышать 10 минут, а ПАЗики планируют заменить на автобусы средней и большой вместимости.

Скрин видеофрагмента с прямой трансляции 

Правительство республики со второго квартала 2023 года выделит на реформу 330 млн рублей. Автобусы перейдут на регулируемый тариф, а с перевозчиками заключат брутто-контракты. По ним доход перевозчиков не будет зависеть от числа перевезённых пассажиров, а только от качества услуг: исполнения установленного графика и количества подвижного состава на линии. Основная цель — повышение качества обслуживания пассажиров. Также старт транспортной реформы позволит городу заявляться на участие в федеральных программах развития.

Скрин видеофрагмента  с прямой трансляции

По программе должен возобновиться троллейбусный маршрут «Корабелов — Хейкконена». Запустится новый электротранспортный маршрут «Заводская — Чистая». Автобусный маршрут № 21 продлят до проезда Дорожников на Шуйском шоссе, что позволит добраться до ветеринарной клиники и садового центра, а № 14 — до улицы Чистой. Автобусы «пятёрки» будут заезжать на Родниковый проезд в Сайнаволоке, где пока нет транспортного сообщения вовсе. В Университетский городок пустят маршрут № 2, а маршрут № 27 соединит южную Кукковку с проспектами А. Невского, Первомайским и районом Соломенное.

Скрин видеофрагмента с прямой трансляции

Новая конечная появится у маршрута № 29. После реформы он будет следовать от Сулажгорского кирпичного завода через Первомайский проспект, Чапаева, Лесной проспект и приедет на улицу Энтузиастов.

Автобусы на маршрутах № 9, 14, 17 и 19 заменят на низкопольный транспорт большой вместимости.

Начальная максимальная цена контракта на 2023 год с учётом стопроцентной замены подвижного состава определена специалистами РОСДОРНИИ в размере 2,2 млрд рублей. На билетах планируют выручить 800 тысяч рублей.

Пилотными маршрутами «на пробу» брутто-модели выбрали 5, 14 и 29. Они следуют на окраины Петрозаводска (Птицефабрика, СКЗ, Соломенное).

Экономически оправданный тариф тем временем увеличится до 50-52 рублей.

Ждать осталось недолго?

Как сказал мэр Петрозаводска Владимир Любарский, безболезненно эту реформу не пережить. Но результат должен оправдать все неудобства. Как оно будет на деле — узнаем уже в следующем году.

Текст: Денис Погребной

Комментарии