Фото: Людмила Корвякова
Требование ОСАГО на штрафстоянке оказалось федеральным юридическим казусом

Как выяснилось, в законодательстве присутствуют огромные дыры в отношении «автогражданки»

На прошлой неделе мы вместе с читателями пытались понять причины того, что в Петрозаводске в массовом порядке запрещают парковку. Разговор плавно перетек на эвакуаторщиков, которые очень хорошо на этом наживаются, причем далеко не всегда законно. В качестве примера мы привели рассказ петрозаводчанина, который столкнулся с этим, забирая машину со штрафстоянки: у него оказался просроченным полис ОСАГО.

Читайте по теме: «Как автомобилистов Петрозаводска вынуждают платить за эвакуаторы» 

И тут был поднят вопрос: а почему вообще ГИБДД требует «автогражданку», выдавая разрешение на вывоз автомобиля со штрафной стоянки? Ни в одном документе мы такой нормы не нашли, и пообещали разобраться в этой ситуации. Скажем честно: не только не разобрались, но и провалились в глубокую правовую яму. Впрочем, в ней довольно интересно.

Чем руководствуются карельские инспекторы, не отдавая машину без полиса, нам подсказали в пресс-службе карельского МВД: это Закон Республики Карелия от 11.12.2012 года N 1653-ЗРК «О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку» и т.д. Статья 5 этого нормативного акта регулирует порядок возврата задержанных транспортных средств. И в ней сказано: «Возврат задержанного транспортного средства его владельцу, представителю владельца или лицу, имеющему при себе документы, необходимые для управления данным транспортным средством».

«В соответствии с Правилами дорожного движения водитель обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции предъявить: водительское удостоверение на право управления транспортным средством, регистрационные документы на транспортное средство и полис ОСАГО», - напоминают в полиции.

Основательно покопавшись на форумах водителей и страховщиков, мы сделали неутешительный вывод: единой позиции на этот счет не существует, и это проблема не петрозаводской и даже не карельской ГИБДД, а масштаба всей страны.

Маститые автоюристы в данном случае зачастую придерживаются диаметрально противоположных точек зрения, подтверждая тезис «Два юриста – три мнения». Но большинство сходится в том, что все зависит от категории, к которой относится лицо, забирающее машину.

Сейчас авто может получить либо владелец автотранспорта, либо его доверенное лицо при наличии необходимой бумаги, либо лицо, у которого есть право управлять этой машиной. И только последняя категория точно не имеет возможности получить автомобиль без ОСАГО, поскольку это право как раз и должно быть вписано в полис «автогражданки».

Что же касается собственника и доверенного лица, то, по мнению многих экспертов, требование ОСАГО к ним неприменимо: они могут распоряжаться своим имуществом по своему усмотрению.

Но полицейские напоминают, что их главная задача в данном случае – предотвратить нарушение ПДД, коим будет езда без ОСАГО: «Управление автомобилем без одного или всех указанных выше документов является правонарушением. Следовательно, допустить выезд без наличия у водителя полиса ОСАГО должностные лица не могут».

И тут второй уровень казуса. К примеру, что будет, если инспектор выявил отсутствие «автогражданки» у обычного водителя на дороге? Нам подтвердили: если просто нет с собой – 500 рублей штрафа, если нет вообще или просрочена – 800 рублей. Автомобиль при этом не задерживают – но на штрафстоянке происходит именно так.

Впрочем, по заверениям многих интернет-экспертов, у полиции в данном случае имеется иной метод воздействия. За такое нарушение якобы можно штрафовать бесконечно. Расписался нарушитель в протоколе, снова сел за руль – и его тут же снова остановили и оштрафовали. Хотя никто не приводит конкретные примеры такой ситуации. Действительно – зачем нарываться на новый штраф, если можно просто подождать, когда патруль уедет?..

Как раз этот аспект в карельском Управлении МВД комментируют подробно. Если вы попались без действующего полиса, вам вместе со штрафом выпишут предупреждение или требование, обязывающее вас в разумные сроки приобрести «автогражданку», либо не садиться за руль. Если же вы этого не сделаете – то здесь усматривается неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции. Это уже влечет штраф от двух до четырех тысяч рублей, а то и административный арест до пятнадцати суток либо обязательные работы на срок от сорока до ста двадцати часов.

Но именно этот регламент снова ставит под сомнение обязательность предъявления полиса при возвращении машины со штрафстоянки. Почему в этом случае не выписывается такое требование, а следует отказ в получении имущества?

Еще один вариант. Есть общепринятый рецепт сравнительно честного возвращения эвакуированной машины. Вы просто составляете договор купли-продажи авто на человека, которому доверяете: это можно сделать от руки и не обязательно заверять у нотариуса.  С этим документом новый владелец (скорее всего, фиктивный) имеет полное право ездить без ОСАГО в течение 10 дней – а значит, никто не вправе препятствовать ему в получении машины со штрафной стоянки.

Ну и еще одна версия. Выдавая мне документы на право получения моей машины, в ГИБДД почему-то сразу предполагают, что я на ней поеду, и отказывают, дабы предотвратить нарушение ПДД. Но с чего они взяли, что я сяду за руль? А если я просто вытолкаю авто за ворота штрафстоянки и оставлю ее у забора?

Но этот вариант оказался таким интересным, что мы вернемся к нему отдельно. Пока же можно констатировать: действия ГИБДД в приведенном нами случае явно не урегулированы законодательно, и противоречат здравому смыслу.

Текст: Максим Берштейн

Комментарии