Короткометражка, которая скоро может начать гулять по российским школам, не вызывает вопросов – только недоумение
В рамках проходившей недавно во Владикавказе Лаборатории региональной киножурналистики корреспонденту «Фактора» выпало написать рецензию на игровой фильм «Два брата» (12+) режиссера Анны Макеевой, снятый в Башкортостане по мотивам притчи "Два близнеца". Выпало в буквальном смысле, по жребию. И вот фильм просмотрен.
Канва: один из двух братьев-близнецов отправляется в долгое путешествие, чтобы познать мудрость. После многих лет скитаний он, уже будучи автором собственного философского учения с множеством последователей, возвращается домой и обнаруживает, что второй брат обрел мудрость, никуда не уезжая.
Откровенно говоря, обсуждать особо нечего. Где родился – там и пригодился, счастье – это когда тебя понимают, семья – ячейка общества. Очередная история от Капитана Очевидность.
Видимо, из-за того, что картина снята на средства государственного гранта, конфликт в ней сведен к противостоянию хорошего с лучшим – то есть отсутствует. Половину экранного времени герой с умным видом говорит известные всем вещи, под аплодисменты аудитории. Оказывается, если посадить родовое дерево, потомки будут о тебе помнить, а оно еще и воздух чистит (бурная овация).
Нет, любителям поиска смыслов здесь есть, где разгуляться. Но именно смыслов, во множественном числе. Потому что в единственном смысл картины не то что не глубокий, а наоборот - чрезвычайно выпуклый: нужно иметь свое молочко, медок и сырок, а еще любовь и детей, и это и есть мудрость. А новоявленный гуру в своих странствиях этого не понял. Интрига.
Читайте по теме: "Как Вячеслав Тихонов второй раз сыграл Штирлица"
Безусловно, существуют фильмы, которые я назвал бы «очаровательными банальностями». Вуди Аллен шлепал их, как магнитики в туристический сезон. Но в его картинах зритель обращает внимание не на предсказуемый сюжет с немудреными диалогами, а на атмосферу, очарование, послевкусие фильма. У «Двух братьев» послевкусие манной каши: сытно, кому-то полезно. Все.
Может, создатели ленты как-то не так истолковали первоисточник? Находим притчу, по которой снята картина – нет, все соответствует. Принадлежит она перу Владимира Мегре, писателя и идейного вдохновителя движения «Звенящие кедры России». Эти ребята придерживаются духовно-аграрных ценностей, обязательно традиционных. Их можно было бы назвать сектой, если бы у них наличествовал какой-то единый религиозный или идеологический фундамент, а также духовный лидер. Но нет: это просто разрозненные группы людей, проповедующие жизнь в родовых поместьях. То есть тот же домик в деревне, о котором рассказывают нам авторы фильма.
Участников движения называют еще «анастасийцами», потому что свой образ жизни они списали с Анастасии – персонажа десятка романов Владимира Мегре. Это такая дама со сверхспособностями, живущая обособленно от людей в сибирской тайге. Говорят, умеет телепортироваться и разбирается в устройстве летающих тарелок.
Почему режиссер решила экранизировать притчу о двух братьях, догадаться нетрудно. Скорее всего, ее просто пригласили на готовый проект. Производством фильма занималось АНО «Любимая семья» - Центр возрождения, сохранения и преумножения семейных традиций.
«Организация создана коллективом единомышленников, проживающих в поселении родовых поместий в Башкирии, - пишут они о себе. - Вдохновлённые идеей родовых поместий, изложенной в серии книг Владимира Мегре «Звенящие кедры России», горожане решили переехать в сельскую местность, чтобы на участке в 1,5 га построить дом, баню, посадить сад, вырастить живую изгородь, выкопать пруд, рожать и воспитывать детей».
Именно эта некоммерческая организация и выиграла губернаторский грант. Создатели проекта объяснили, зачем: «Когда мы только создавали нашу организацию АНО «Любимая семья» , мы понимали, что продвижение семейных ценностей невозможно без формирования сильных и светлых образов семьи. Семьи, живущей в достатке в своём доме на своей земле. Семьи любящей, крепкой, счастливой, многодетной. В современном мире именно кино создаёт и продвигает те или иные образы».
Только получив всю эту информацию, начинаешь понимать: «Два брата» - это ролик социальной рекламы. Реклама не предусматривает катарсиса.
«Любимая семья» планирует демонстрировать свое творение по всему Башкортостану детям от 10 до 16 лет, уже начались показы в школах. Не удивлюсь, если на уроках «семьеведения».
Из плюсов картины - интересна работа оператора. Не особо оригинальна, но хотя бы интересна. Про актеров этого не сказать, потому что рассмотреть кого-то внимательно просто не успеваешь. Практически все артисты присутствуют на экране всего по несколько минут. Исключение - жена главного героя: она так убедительно воплотила образ женщины, требующей фотографировать каждый момент ее жизни, что хочется отобрать «мобильник» и дать по голове.
Что касается двух основных персонажей, то вместо отслеживания нюансов работы артистов думаешь только об одном: парни, как же вы изменились… Потому что это те самые Володя и Юра Торсуевы, которые Электроник и Сыроежкин.
Кадр из к/ф "Два брата", 2024 г. Реж. Анна Мокеева
Музыка, как и положено, эзотерическая. Смыслы присутствуют. Когда главный герой путешествует в поисках мудрости, звучит песня, объясняющая, как искать мудрость.
Герою не помогло. Зрителю, боюсь, тоже.
Текст: Максим Берштейн
Читайте по теме: «Вы все Конан Дойлы, а я Д’Артаньян»: обозреваем новинки кино»
Комментарии