История валаамского монашеского флота. Часть первая
Как мы уже сообщали, в Никоновской бухте острова Валаам аквалангисты клуба «Диво» из города Орел ведут исследования затонувшего парохода «Valamon Luostari», принадлежавшего монастырю. Судно было потоплено советской авиацией в ходе «Зимней войны» в 1939 году. Эти «подводные раскопки» дает повод вспомнить, как на крупнейшем озере Европы начиналось пароходное движение.
Читатель уже знает, что первый российский пароход построил в 1815 году в Санкт-Петербурге Чарльз Берд, сподвижник шотландского инженера Гаскойна. С тех пор строительство судов на паровой тяге и маршруты их плавания стало интенсивно расти.
На Ладогу первый пароход заглянул в 1830 году, однако регулярная пароходная линия возникла только спустя 12 лет, после создания в 1842 году «Общества Ладожского пароходства». Можно предположить, что ее появление было вызвано двумя основными факторами: активным освоением ладожского побережья Карельского перешейка преуспевающими петербургскими дачниками, и ростом паломничества в Коневецкий и Валаамский островные монастыри.
К 1846 году эти рейсы стали регулярными, и газеты того времени извещали:
«Пароход „Валаам“ отходит из Шлиссельбурга в озеро по понедельникам и пятницам в 5 часов по полудни, а возвращается в Шлиссельбург чрез три дня, по четвергам и понедельникам поутру». Точное время прибытия, как видим, не указывалось: в пути всякое могло случиться…
ВладимирМаковский. «На пароходе», 1902 г.
До Шлиссельбурга, расположенного в истоке Невы, пассажиры могли добраться или по суше на извозчиках, или на речном пароходике. Но уже вскоре суда стали отходить в Ладогу от Смольнинской набережной Петербурга, направляясь по маршруту: остров Ковенец — Кексгольм (ныне Приозерск) — Валаам — Сердоболь (Сортавала) и обратно.
Современники так описывали отправление парохода:
«Когда в 9 часов утра зазвонил колокольчик, толпа провожающих сошла на берег. Черный дым заклубился столбом, пар завизжал, колеса завертелись. Пароход двинулся мимо невских берегов, фабрик и заводов, усадеб и дач, сел и деревень…давая возможность полюбоваться красноречивыми видами, напоминающими о русской и шведской старине».
Стоимость проезда в один конец была вполне демократичной, дети до 12 лет имели право на билет в полцены.
Кроме того, пассажир мог бесплатно провести кладь весом до 40 фунтов (18 кг). Но «за собаку, которая должна быть на привязи, под наблюдением хозяина, и ни в каком случае не в каютах», владелец был обязан заплатить как за два пуда багажа (32 кг).
Любопытный момент, о котором написал писатель Василий Немирович-Данченко, старший брат известного театрального деятеля, посетивший на таком пароходе Валаам. На подходе к острову он разговорился с двумя мужиками-трудниками, и один поведал: «Иноки свою таможню здесь поставили, чтобы богомольцы отнюдь не возили вина и табаку в монастырь. Строгая у них таможня. В портки залезают, сапоги скидывать приказывают. Все выищут». А другой добавил: «Обмануть-то можно: подгони к пароходу лодку, привяжи бочонок с вином веревкой к днищу и плыви на берег…».
С 1860 года по Ладоге стал ходить пароход «Walamo». Вообще пароходов с таким названием на Ладоге за этот период истории судоходства было несколько. Одни имели имена на русском — «Валаамъ», другие — на финском. А после обретения Финляндией независимости в 1918 году все названия стали писаться латиницей, что внесло некоторую путаницу в статьях современных русскоязычных краеведов.
«Walamo» был новенький 48-метровый лайнер водоизмещением 178 тонн, построенный в 1856 году в Англии. Его корпус походил на обводы клиперов — парусных судов XVIII века, прозванных за скорость «выжимателями ветра». Он нес две скошенные назад мачты с парусным вооружением и паровую 100-сильную машину, приводившую в движение два гребных колеса. Современники сразу же стали называть это красивое, удобное и вместительное судно «Королевой Ладоги».
Однако эта красавица в 1875 году умудрилась с полного хода наскочить на подводные камни и затонуть. В следующую навигацию «Walamo» удалось поднять, и судно прослужило на Ладоге до 1895 года, а затем стало бороздить просторы Каспийского моря.
Несмотря на частые аварии, пароходство на Ладоге продолжало бурно развиваться. В навигацию 1856 года по озеру ходили уже десять пароходов, а к 1890 году паровой флот бассейна насчитывал 127 судов.
Остается добавить, что в 1858 году Александр II посетил Петрозаводск необычным для государя образом — на пароходе «Ильмень». А в 1861 году был дан старт регулярным рейсам между Петрозаводском и столицей империи через Ладожское озеро.
Текст: Александр Трубин
Использованы материалы и фото портала valaam.ru
Комментарии