Фото: Если верить советским пропагандистам, то Ленин весело скакал у елки. Худ. Н. Жуков
Как в СССР возродили буржуазный пережиток - Новый год

До воцарения советской власти в стране отмечали только Рождество, новогодние же широкие празднество появились чуть более 90 лет назад

Не смотря на то, что 2024 год уже наступил, и православное Рождество отгремело, праздники в России еще не закончились. Елки начнут выкидываться после 13 января — Нового года по старому стилю, который в стране традиционно отмечается, хотя уже не так масштабно.

Читайте по теме: «Как Новый год вообще появился в России и в Карелии»

В преддверии этого события давайте все же вспомним, как Новый год стал самым любимым праздником наших людей.

«…спасибо Партии за это»

Когда в 1917 году в России пришли к власти большевики, они с какой-то изощренностью стали отряхивать «прах старого мира». Не стал исключением и, казалось бы, аполитичный календарь. В 1929 году была отменена традиционная семидневная неделя: она стала пятидневной с одним выходным. Все рабочие были разделены на пять групп, названных по цветам (желтый, розовый, красный, фиолетовый, зелёный), и каждая группа имела свой собственный выходной (нерабочий) день в неделю.

Вспомним незабвенного монархиста Хворобьева из «Золотого теленка», у которого «вместо чистого воскресенья днями отдыха стали какие-то фиолетовые пятые числа». Более того, в советском календаре вместо названий — понедельник, вторник и т. д. — появились слепые термины: «первый (второй, третий…) день пятидневки». Это можно заметить в титрах, отмечающего дни путешествия парохода «Севрюга» в комедии 1938 года «Волга-Волга».

В первые годы советской власти в стране было всего три государственных праздника: День памяти Ленина — 22 января, Дни труда — 1 и 2 мая (Интернационала), и Промышленные дни — 7 и 8 ноября, позднее переименованные в празднование годовщины Великого Октября.

Но, как ни странно, большевики, хоть и не признали официально новогодние гуляния у елки, разрешали проводить их в рабочих клубах, домах культуры и театрах. Однако бдительно следили, чтобы праздники проходили в антирелигиозном духе с такими театрализованными постановками, как «Красные елки», «Комсомольское рождество», «Вечера безбожника».

Но к концу 20-х годов и эти «буржуазные пережитки» были запрещены. И только 28 декабря 1935 года в главной партийной газете «Правда» появилась небольшая статья за подписью одного из украинских руководителей Павла Постышева с призывом организовать для детей новогоднюю елку.

Без сомнения, это не было личной инициативой большевика — «Правда» не тот орган, где можно было высказывать свое мнение. В общем, Сталин дал добро на детские праздники, к которым с удовольствием вернулись и взрослые. А чуть позже появился и канонический советский Дед Мороз.

Первые советские праздники обходились без Деда Мороза. Фото kulturologia.ru

От пакостного старикашки к добрейшему дедушке

Вообще-то в дореволюционной России такого персонажа не существовало, и на Рождество к детишкам приходил, в лучшем случае, Святой Николай, аналог западного Санты.

Но в литературе пересказывался фольклор, в котором упоминались довольно пакостные персонажи вроде Трескуна или Студенца, которых надо было задобрить, чтобы не заморозили людей вконец и дали богатый урожай.

В 1841 году писатель Владимир Одоевский опубликовал на основе народных легенд сказку «Мороз Иванович» про седого старика, с головы которого сыпался иней. Жил этот дед в ледяной стране, но дверь в нее была через любой деревенский колодец. Иваныч сам к детям не приходил, подарков не дарил, а ждал юных гостей, которых мог отблагодарить за хорошо выполненную для него работу.

Постепенно, как отмечают исследователи, образ старичка подобрел, и в СССР 30-х годов прошлого века он явился вполне благообразным Дедом Морозом. Но вот, что обидно — автор персонажа остался неизвестным. Позднее дед обзавелся внучкой — Снегурочкой.

Изначально эта девушка была отдельным фольклорным образом, который описал в 1869 году этнограф Александр Афанасьев. Согласно его сюжету, фигура эта была трагическая: старик со старухой слепили снежную бабу, она и ожила им на радость в виде прелестной девицы. И все было хорошо, но летом подруги уговорили ее сигануть через костер…

В 1876 году эту сказку творчески расширил и углубил драматург Александр Островский, чья пьеса стала основой одноименного мультика, известного не одному поколению детей нашей страны с 1952 года. Впрочем, о печальной судьбе Снегурочки, неожиданным образом ставшей нынешней помощницей Деда Мороза, сейчас не вспоминают. Она не прыгает через костер, а работает, говоря современным языком, медиатором между неугомонными детьми и своим величавым родственником.

О том, как в Карелии встречали Новый год начиная с 60-х годов прошлого века — наш следующий рассказ.

 Текст: Александр Трубин

Комментарии