Фото: nizrp.narod.ru
Как Новый год вообще появился в России и в Карелии

Каким путем шло празднование Нового года от Деда Трескуна до Деда Мороза

На днях мы рассказали, каким был изначально этот разный Новый год, и как его начинали и продолжили отмечать наши соседи по континенту. С Россией все сложнее. Как истинные Иваны, не помнящие родства, мы точно не знаем, как праздновали Новый год наши предки.

По некоторым летописям торжество совпадало с днем весеннего равноденствия — 22 марта. По другой версии, праздник отмечали в Масленицу - проводами зимы. Еще есть историки, которые утверждают, что язычники на Руси почитали в качестве божества деда Трескуна и встречали Новый год в день зимнего солнцеворота 22 декабря. Так что выбирайте любое время для праздника - было бы желание.

С конца XV века, как утверждает «Парижский словарь московитов», на Руси отмечали «Первый день во году» - 1 сентября от Сотворения мира. Согласно этому так называемому календарю «константинопольской эры», наступающий 2024 год станет 7532 годом от появления наших прародителей - Адама и Евы.

Но спустя 200 лет в патриархально-посконную благодать Московии вмешался неугомонный Петр Алексеевич, который сообщил:

«Известно ему великому государю стало, не только что во многих европейских христианских странах, но и в народах словенских, которые с восточною православною нашею церковью во всем согласны… все те народы согласно лета свои счисляют от Рождества Христова, то есть, января с 1 числа, а не от создания мира… и с 1 числа настает новый 1700 год, купно и новый столетний век.

А в знак того доброго начинания… учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых кому как удобнее и пристойнее, смотря по месту и воротам, учинить возможно… Да генваря ж в 1 день, в знак веселия; друг друга поздравляя новым годом и столетним веком, учинить огненные потехи из небольших пушечек, буде у кого есть, и из нескольких мушкетов, или иного мелкого ружья, учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракетов, сколько у кого случится». А тем, кто победнее, царь рекомендовал по ночам «огни зажигать из дров, или хворосту, смоляные бочки».

Как в Петровской слободе, будущем Петрозаводске, отмечали Новый год, мы также мало знаем. В сумрачных воспоминаниях предков есть упоминания о том, что в зимние вечера поселение освещалось только жутким дьявольским отблеском плавильных печей завода. А первые уличные фонари появились в Петрозаводске только в ближе к концу XVIII века - сначала масляные, а затем газовые.

Читайте по теме: «Что было в Карелии до «лампочки Ильича» 

Пожалуй, местные обыватели стали по-настоящему отмечать Новый год с приездом в 1784 году в город первого генерал-губернатора Олонецкого наместничества Тимофея Тутолмина. Ему по должности полагались почти царские почести: свита из адъютантов и молодых дворян, кои под руководством наместника «должны были образоваться делать полезные услуги государству». А каждый выезд генерал-губернатора сопровождался «отрядом легкой конницы».

 Все это невиданное великолепие - офицеры в ослепительных мундирах, их дамы в пышных нарядах, разъезжающие в щегольских колясках по петрозаводским улицам – просто взорвало унылую провинциальную жизнь городка. Поселился генерал-губернатор в доме на Круглой площади, и почти каждый вечер в нем допоздна сиял свет и гремела музыка. И можно не сомневаться – и в новогоднюю ночь.

В XIX века петрозаводчане уже широко отмечали Новый год. В архивах музея Кижи есть информация о том, что местная знать собиралась в зале Благородного собрания на балы-маскарады, которые продолжались весь январь. Все ночи там играли музыканты, пел хор, а благородная публика танцевала до упаду. Молодежь старалась перещеголять друг друга: на маскарад приходили в костюмах русской боярышни и украинки, фламандки и испанки, мавританки и египтянки, даже японки.

А еще на балах присутствовали сказочные эльфы, чертята, трубочисты, а в начале ХХ века был отмечен костюм в виде новинки столетия - «петрозаводской электростанции».

Петрозаводчане попроще в новогодние дни имели традицию собираться компаниями «на пельмени», кататься с ледяных гор, ездить в конских упряжках, лепить снежных баб, строить снежные дома, а еще кататься на коньках.

Впервые каток был открыт 18 ноября 1876 года владельцем гостиницы «Палермо» Шмидтом на льду Петрозаводской губы рядом с пристанью. Позже каток открылся и в общественном саду, там в праздники играл духовой оркестр, устраивался фейерверк, а всем желающим предлагали горячий чай, лимонад, еще то-то покрепче и закуски.

Погоды в новогодние дни стояли явно морозные, и в 1890-е годы на катке у пристани не побоялись поставить карусель, особую иллюминацию, и веселье продолжалось под звуки гарнизонного оркестра. А крутые скаты с улиц, например, в заводскую Ямку, горожане тайком ночью (это было запрещено) заливали водой, а днем детвора, да и взрослые без устали каталась с этих гор не только на маленьких санках-ледянках, но и привозили для целой кампании обычные крестьянские сани.

Петрозаводчане в то время были людьми набожными и истово отмечали Рождество в церквях, но больше любили святки. Они длились две недели до Крещения и, как бы церковные ортодоксы к этому не относились, носили ярко выраженный языческий характер. Народ гулял по своему разумению: славил Христа в храме, а потом ходил от дома к дому с рождественской звездой, сделанной из решета, одевался ряжеными, колядовал напропалую и гадал, на чем попало.

Однако, в тоже время, горожане не забывали в эти дни о сирых и убогих. «Олонецкие губернские ведомости» в 1894 году сообщили, что «30 декабря в Николаевский приют прибыла сама супруга олонецкого губернатора и попечительница этого богоугодного заведения Пелагея Николаевна Демидова с семейством и почетными старшинами приюта». В нем на тот момент насчитывалось 70 девочек в возрасте до 14 лет.

Они, пишет репортер, «были введены попарно в зал, где была поставлена елка, убранная украшениями, лакомствами, хлопушками и множеством разноцветных свечей. Первою явилась в зал, за руку с одною из помощниц смотрительницы самая крошечная из обитательниц приюта – трехлетняя девочка, чинно и низко раскланиваясь направо и налево гостям; затем вошла, без всякого шума и торопливости, и прочая многочисленная семья девочек, приветствуя присутствующих поклоном». Интересно, как сложилась судьба этой девчушки?

А вообще, в новогодние дни Петрозаводск был одним из самых шалопутных городов империи. Те же «Олонецкие ведомости» писали: «Едва ли где из губернских городов России обычай маскирования распространен в такой степени, как в Петрозаводске... По большей части маскированные ездят толпами в 5-8 человек на одной подводе... Целые, можно сказать, сотни наряженных разъезжают каждую ночь и танцуют до упаду на частных вечерах... Простой народ, преимущественно заводские мастеровые, ходят наряженными к своим знакомым днём...». Похоже, всем было весело.

А канонический Дед Мороз со своей внучкой Снегурочкой – обязательный атрибут новогодних праздника - как ни странно, сформировался у нас в советское время - в 30-х годах прошлого века. Об этом - в нашем материале.

 Текст: Александр Трубин

Фото: nizrp.narod.ru

Комментарии