Фото: из архива Ивана Кульнева
Иван Кульнев: «Иногда думаешь, кому нужны сейчас комедии?»

Карельский режиссер Иван Кульнев рассказал о карьере в Москве, проблемах кинематографа после пандемии и начала СВО и миссии большого кино.

Он живет на два города. Есть проекты - творит в Москве, нет - приезжает к семье в родной Петрозаводск. При этом не оставляет надежд перебраться туда, где делают большое кино, навсегда. Сейчас карельский режиссер Иван Кульнев отдыхает дома после съемок триллера «Аэропорт», где главные роли исполняют Роман Курцын и Камиль Ларин. «Фактор News» этим воспользовался, чтобы поговорить с Иваном о кино, карьере и сложностях, которые испытывает сегодня российский кинематограф.

Ювелирная игра

- Иван, вы, имея в портфолио снятые в Карелии короткометражку «Озеро», полнометражные фильмы «Человек из банки» и «Последний романтик», уехали вместе с семьей в Москву в 2020 году. И за эти три с половиной года стали режиссером всего двух фильмов. Что пошло не так?

- Я уехал в Москву, где меня ждал спецпроект, но случилась пандемия, и я полгода сидел без работы. Думал, что придется возвращаться в Петрозаводск.  Обошлось. Меня пригласили как режиссера на фильм «Честный развод».

Потом были договоренности с платформой Megogo. Когда началась СВО, украинский сервис, которым часто пользуются в Smart TV на территории СНГ и в странах восточной Европы, ушел из России. Те проекты, которые планировал сделать для онлайн-платформы, были заморожены. Образовалась двухгодичная пауза в плане съемок. Не ожидал, конечно, что так все обернется. Но все это время мы работали над сценариями, писали с креативными группами. У меня много проектов, сценарии которых показывали продюсерам, вели переговоры. Это тоже опыт.

А этим летом неожиданно появился проект в жанре триллер-детектив. Я до этого снимал только комедии – две в Карелии, одну в Москве. А тут предложили триллер. Мне было очень интересно поработать над фильмом. И, кажется, он получается.

- С какими актерами поработали над триллером с рабочим названием «Аэропорт» (16+)? Вы сами проводили кастинг?

- Это продюсерское кино. Сценаристы продюсера пишут историю, на которую смотрят как на финансовую модель. Это бизнес. Главное условие проекта - не только вернуть вложенные деньги, но и заработать. Поэтому в картине должна быть звезда, а лучше несколько. Все борются за медийных личностей. Если у тебя в трейлере или на постере не будет узнаваемого лица, то прокатчикам нечего продавать, платформам нечего предлагать. Поэтому изначально были утверждены Роман Курцын («Бывший в помощь», «Тур с Иванушками», «Бременские музыканты», «Огонь», «Бабушка легкого поведения-2») и Камиль Ларин из «Квартета И» («День выборов», «День радио», «О чем говорят мужчины»). Вокруг них я собирал актеров, которые мне подходили. Я проводил кастинги. Артистов приходило много. Но у меня впервые была история, что на площадке будет работать одновременно девять актеров. Здесь было важно собрать актерский ансамбль. Артисты должны были быть разными и по внешности, и по темпераменту, и чтобы никто не перетягивал на себя одеяло. Игра должна была быть тонкой и ювелирной.

В результате в ансамбль попали Валентина Мазунина («Ну, здравствуй, Оксана Соколова», «Реальные пацаны», «Одноклассницы», «Горько»), Олег Тактаров, в фильмографии которого большое количество американских («Плохие парни-2», «Сокровище нации», «Ближний бой») и российских («Лето волков», «Билет на Vegas», «Конёк-горбунок», «Квест») сериалов и картин, и другие менее именитые артисты. Ни с кем из них у меня не было конфликтов. Мы настолько были вовлечены в историю, которую снимали. Мы занимались сотворчеством. Все актеры предлагали по ходу съемки свои варианты, все друг к другу прислушивались. Не было такого, что кто-то становился в позу: «Я – звезда, как хочу, так и делаю».

Взаперти со скелетами в шкафу

- Когда снимали комедию «Честный развод» (16+) ситуация была иной? Там вашей главной звездой был Александр Робак. Говорят, что это актер с характером.

- Саша Робак – замечательный актер. Но иногда с ним было сложно. Я предлагал ему попробовать какой-нибудь вариант, но он был непреклонен: нет, я вижу это так! И ничего не поделаешь, делали, как хотел Александр.

При работе над «Аэропортом» мы со всеми актерами нашли общий язык, были на одной волне. Да и такого волнения как на кастинге «Честного развода» у меня уже не было. Сначала просто разговаривал с известными и не очень артистами, отмечал, как они шутят, как реагируют на мои шутки, выстраивал нормальные человеческие отношения. Если видел, что мы друг друга слышим, понимаем, переходил к разбору персонажа, роли, фильма. Звезды нормально на такое общение реагируют. Понимают, что ты уже в профессии. Я в плане материала был подготовлен, знал биографию каждого персонажа, рассказывал то, чего не было в сценарии. И мне очень нравится период кастинга. Нравится знакомиться с актерами, прочувствовать каждого из них. Если актер классный, но не подходит на роль по типажу, я его отмечаю, договариваюсь, чтобы держать связь и потом приглашаю в другой проект. Некоторые артисты, не попавшие на съемки «Честного развода», приходили на кастинг «Аэропорта».

- О чем же триллер «Аэропорт»?

- Это детектив в стиле Агаты Кристи. Люди попадают в закрытое пространство и начинают разбираться, что здесь происходит. Мы снимали картину в аэропорту в Перми, где есть международные вылеты. Когда проходишь таможенный пост, ты уже не имеешь права вернуться обратно. Ты уже не в России, но еще и не в Турции, куда собрался. И если пассажиры по каким-то причинам не вылетели, опоздали на рейс, то их помещают во временный пограничный «накопитель». В комнате без окон люди ждут сотрудников ФСБ, пограничников, которые уже решают их судьбу. Так и наших девять героев оказались в запертой комнате, за железной дверью, без всяких удобств. Сидя там несколько часов, они начинают потихонечку сходить с ума. Связи нет, им никто не отвечает. Но потом выясняется, что весь аэропорт эвакуировали из-за техногенной аварии, а про них забыли. Но оказываются, что все эти люди собрались здесь не случайно, у каждого героя есть свои скелеты в шкафу. Распутывать этот клубок будет «аля Шерлок Холмс» - персонаж Романа Курцына. Зрители вместе с ним начнут изучать каждого человека. Понять, кто из них хороший, а кто злой будет нельзя до самого финала. Они будут постепенно раскрываться, показывая ту или иную черту характера. Наблюдать за этим очень интересно.

- Когда зрители смогут увидеть ваш новый фильм?

- Осенью начнется постпродакшен: монтаж, озвучание, цветокоррекция… Я буду ездить в Москву, участвовать в этом процессе, расставлять акценты. Думаю, что картину сдадим к новому году. В прокат фильм, возможно, выйдет уже зимой 2025 года. Но это уже продюсерская история. В планах у генерального продюсера сначала организовать прокат по всей стране, а потом картина выйдет на онлайн-платформах и позже на телевидении.

Главное - учитывать обстоятельства

- Вы ехали в Москву с одними ожиданиями и планами по своей карьере в киноиндустрии. После пандемии и 24 февраля 2022 года почувствовали, что о ваших прежних мечтах можно забыть, что кинорынок сильно изменился?

- Конечно. Пандемия больно ударила по кинопрокату. Зато начали развиваться онлайн-кинотеатры. Они стали делать очень качественный контент. Зритель разучился ходить в кино. Кинопрокат сегодня менее востребован. Он останется. Люди будут периодически ходить на яркие кинопремьеры, организовывая свой семейный досуг или романтический вечер. Но сегодня зрителю удобнее смотреть фильм, сидя дома за чашечкой кофе. Онлайн-площадки, как рестораны, предлагают целое «меню» картин под настроение. Хочешь романтический фильм, хочешь триллер или драму, никто тебе не мешает выбрать любое кино за небольшие деньги – ежемесячная подписка довольно бюджетна. Тем более, сейчас на площадках выходит много качественных сериалов, которые смотрятся как большое кино.

После начала СВО тоже началась пертрубация: многие кинематографисты покинули страну, многие проекты были заморожены. К сожалению, некоторые высказывания известных людей о спецоперации привели к тому, что дорогостоящие проекты оказались на полке. Понятно, что большие продюсеры переживают за судьбу проектов, очень тщательно подходят к выбору команды, которая будет над ними работать. Все соблюдают режим тишины, нейтралитета. Ситуация сегодня в нашей стране и во всем мире очень непростая. Какие бы у тебя ни были позиции, хотелось бы, чтобы все члены команды думали друг о друге и не сводили на нет совместный труд. А затормозить кинематографический процесс легко.

После 24 февраля мы лишились возможности сотрудничать с коллегами с Запада и участвовать в больших кинофестивалях, потеряли огромное количество фильмов, которые приходили из Европы и США. Но сейчас эта ниша заполняется отечественным кинематографом. Эта отрасль активно поддерживается на государственном уровне. Выделяются серьезные субсидии на создание фильмов для семьи и детей. Если раньше детское кино в России почти не снимали, то сейчас сказки, новогодние истории выпускаются десятками. Поэтому, несмотря ни на что, наше кино развивается.

- А давление цензуры не мешает?

- Реальность такова, что некоторые вещи, попавшие под запрет, вырезаются из даже популярных кинокартин. Иначе онлайн-кинотеатры получают серьезные штрафы за наличие в фильмах запрещенных сцен, например, связанных с ЛГБТ* (движение ЛГБТ признано экстремистской организацией и запрещено в России). Контент приходится чистить.

Но если принимать «правила игры», если понимаешь, как все устроено, то можно работать в разных жанрах. Больших ограничений нет. Просто нужно учитывать нынешние обстоятельства.

- Если все учитывать, кинематографисты сегодня хорошо зарабатывают?

- Гонорары разные. Если у меня сейчас пойдет проект за проектом, то, конечно, ставка будет расти. Но здесь еще важно иметь своего агента, который представляет твои интересы на рынке и защищает твои права. Ведь можно неправильно оформить договор, попасть на недобросовестных заказчиков. У всех топовых актеров, режиссеров есть свои агенты, которые защищают их интересы. Это направление в нашей киноиндустрии только развивается. В США, если у тебя нет агента, у тебя нет ничего.

Где родился, там не пригодился

- Связи с Карелией не теряете? Актеров, которые снимались на вашей студии Karelfilm, приглашаете для работы в Москве?

-  Петрозаводских актеров я не забываю. Но как режиссер я еще только начинаю свой путь в Москве. У меня нет такого влияния на продюсеров, чтобы я мог потребовать присутствия на площадке такого-то актера. Но надеюсь, что мы с моими любимыми актерами еще поработаем.

Хотя конкуренция в актерской среде в Москве очень большая. Здесь много театральных вузов, которые каждый год выпускают специалистов. Далеко не все из них востребованы. И когда объявляется кастинг, редко приглашают артистов из других регионов. Даже если это очень таланливый актер, его, как правило, никто не знает. А дорога до Москвы сегодня стоит денег. Где взять артисту из провинциального города средства на билеты, гостиницу, чтобы принять участие в кастинге, длящемся 15-20 минут? То, что тебя после этого утвердят на роль, не факт. Чтобы попасть на съемочные площадки, нужно либо пожить какое-то время в Москве, либо совмещать работу в своем городе и в столице.

- Karelfilm еще жив?

- Свое ООО я закрыл, но название Karelfilm отдал Союзу кинематографистов Карелии, где сейчас руководит Алексей Бабенко. Просто в какой-то момент я понял, что у меня нет задачи развивать кино в республике. Моя миссия – совершенствоваться как режиссер, покорят новые вершины и с этими новыми знаниями и умениями приезжать в Карелию и помогать коллегам, делиться своим опытом. Например, 24 августа в Петрозаводске пройдет фестиваль карельского кино «Банка» (16+). Я приму участие в работе жюри. Как эксперт выскажу свое мнение о представленных проектах.

Про себя я не могу сказать: где родился, там и пригодился. В Карелии можно снимать авторское кино, но здесь нет денег. А у меня уже есть семья, дети, обязательства. Нужно зарабатывать, а не только тратить. Когда я снимал фильмы в Карелии, я вкладывал свои деньги. Благодаря этому появилось портфолио, которое позволило мне дальше развиваться. Но с точки зрения коммерции опыт в нашей республике к финансовому успеху не привел.  

- Значит, у карельских кинематографистов мало шансов снять большое кино и прославиться?

- Не был бы столь категоричен. Наш замечательный писатель, сценарист, режиссер Владимир Рудак выиграл питчинг в Минкульте РФ и снял фильм «Море на двоих». Правда, он работал над картиной уже с московской командой.

Сегодня талантливые кинематографисты из любого региона могут получить гранты на создание фильма. Если обладаешь классным сценарием, если ты защитишь свой проект, то у тебя есть шансы получить господдержку от министерства культуры, Фонда кино, Института развития интернета. Но это не означает, что с этим грантом ты можешь делать все, что хочешь. Грант придется отработать в срок, и все сделать в рамках проекта.

- Вы пользуетесь такой господдержкой?

- К сожалению, я не могу претендовать на поддержку как дебютант. В моей копилке уже четыре фильма, а на грант заявляются режиссеры, у которых снято менее двух картин. У Владимира Рудака был фильм «Ананас». Он смог как дебютант получить грант на «Море для двоих». В сентябре Владимир поедет на фестиваль онлайн-кинотеатров «Новый сезон» (16+) в Сочи, куда отправлюсь и я. Там состоится премьера картины «Море на двоих». Я понаблюдаю, как Карелия покоряет новые вершины. Уверен, у Вовы все получится.

- Сейчас у вас какие планы? Может, после полнометражных картин пора и сериал снять?

- Хотелось бы, конечно, поработать в сериале. Это другая дистанция, больше съемочных дней. Есть возможность глубже раскрыть своих персонажей, рассказать более интересную историю. У меня есть несколько сценаристов, с которыми я активно работаю. По одному сериалу мы сейчас договариваемся с кинокомпанией «Амедиа». Если все допишем и сдадим, то я буду режиссером фильма. А в целом я открыт практически для всех предложений. Если раньше снимал только комедии, то сейчас расширяю жанровую палитру. Мне интересны детективы, триллеры, экшен, фантастика. Готов браться за любой проект. Если история цепляет, понимаешь, что можешь как режиссер высказаться, то вопросов, соглашаться или не соглашаться на работу, нет. Если история скучная, то лучше за нее не браться.

- А если предложат миллионы за так себе историю, тоже откажетесь?

- Сложный вопрос. Сидеть без денег тоже плохо. Я же когда полгода был без работы, по своей наивности и глупости отказался от нескольких проектов. Думал, что сейчас будут другие, но не сложилось. Так в моей жизни настала творческая пауза. Это грустно. Ты деградируешь в профессии. В нашем деле как в тренажерном зале: не ходишь качать мышцы, теряешь форму. Из-за невостребованности начинаешь впадать в депрессию. Поэтому я сейчас 100 раз подумаю, отказываться от проекта или нет. В любой истории можно найти что-то для себя и попытаться это сделать качественно.

Иногда думаешь, кому нужны сейчас комедии? Сейчас сложные времена. Но если ты что-то созидаешь, даешь людям какую-то надежду, то, возможно, это и есть наша главная миссия. Нужно искать хоть что-то светлое и делиться этим с людьми. Творчество не разрушает, а созидает во все времена. Я сегодня настроен на эту волну и постараюсь творить, искать для этого любые возможности. 

 Беседовала Наталья Соколова

Комментарии