В Карелии запускают в работу антиалкогольную программу, в которой появились намеки на введение "сухого закона". При этом сама кампания против спиртного выглядит набором из запретов и штампов.
Алкоголь в Карелии все-таки поглощают не туристы, а мы сами. Это первый вывод, который напрашивается после знакомства с антиалкогольной программой. Чиновники подбили показатели статистики, чтобы доказать, что пьянству в регионе давно пора дать бой. Цифры, вполне предсказуемо, указали на то, что жители региона продолжают вымирать, перебирая со спиртным. В то же время вопросы вызывают предложенные авторами методы ведения борьбы с пьянством. Так, в документе появилась информация о неких мифических "территориях трезвости", безалкогольных сувенирах и агитационных объявлениях в маршрутках. Издание "Фактор" изучило текст карельской антиалкогольной программы и объясняет, почему многие из ее пунктов, вероятно, никого не отрезвят.
Печальная статистика
В августе карельский губернатор Артур Парфенчиков подписал распоряжение регионального правительства об утверждении комплексной программы по сокращению потребления алкоголя в республике, которая должна действовать до 2030 года. Ответственным за реализацию проекта назначен Минздрав, хотя участие в антиалкогольной кампании предусмотрено для чиновников всех уровней. Авторы программы намерены сократить масштабы злоупотребления спиртным, а также снизить уровень заболеваемости и смертности от него. Нынешние цифры статистики выглядят тревожно.
Согласно представленным данным, показатели смертности из-за употребления алкоголя в возрасте 18+ в Карелии в прошлом году были выше среднероссийских цифр почти в два раза. В республике фиксируется 48,9 случаев смертей после употребления спиртного на 100 тыс. населения. При этом в России этот показатель значительно меньше: 24,8 случая на 100 тыс. населения. Прежде региональные власти объясняли внушительные продажи спиртного в Карелии действиями заезжих туристов, которые якобы закупались в республиканских алкомаркетах и "портили" местную статистику. Однако, судя по ныне представленным цифрам, "выпитый гостями" алкоголь убивает почему-то все равно местных.
"В течение последних лет в Республике Карелия сохраняется высокий уровень (превышающий среднероссийские показатели) заболеваемости алкогольными расстройствами (алкогольные психозы, синдром зависимости от алкоголя и пагубное употребление алкоголя). Ежегодно регистрируются случаи смерти от хронического алкоголизма и отравлений алкоголем", - заявлено в программе.
Согласно статистике, Карелия действительно уверенно выбивается в лидеры по объемам выпитого ее жителями: 13,96 литра этанола в год на человека. Республика опередила Петербург, а также Калиниградскую, Мурманскую и Вологодскую области.
При этом число точек продажи алкоголя в Карелии составляет 2,7 на 1000 человек населения, что значительно выше, чем в большинстве субъектов СЗФО, не считая Вологодской области, где уже началась борьба с сетью алкомаркетов «Красное&Белое».
Судя по тексту программы, власти Карелии планируют снизить доступность спиртного для жителей региона. Они предполагают, что если огранчить доступ горожан к бутылке, те прекратят пить, а статистика выправится.
"Снижение доступности алкогольной продукции путем ограничения ее розничной продажи по месту и времени", - такова первая задача, указанная в списке антиалкогольной программы.
К 2030 году авторы программы намерены снизить смертность жителей Карелии от пьянства с 48,9 до 45 случаев на 100 тыс. населения. Потребление алкоголя за этот же период должно упасть с 13,96 до 11,04 литров спирта. Вместе с тем, должна вырасти доля сторонников здорового образа жизни - с 7,2 до 10,7%.
"Многочисленные зарубежные и отечественные исследования показывают, что увеличение количества магазинов по продаже алкоголя на 1 единицу ассоциируется с ростом насильственных преступлений на 2,2%, плотность баров и точек продажи алкоголя связана с уровнем дорожно-транспортных происшествий (далее – ДТП), в том числе со смертельным исходом, увеличение потребления на 1 литр связано с увеличением количества убийств примерно на 10,0%", - заявлено в программе.
Авторы проекта приходят к бесспорному выводу о том, что чем больше горожане пьют, тем чаще попадают в происшествия и маргинализируются. Однако при этом составители документа избегают ключевого вопроса: почему, в целом, люди в Карелии много пьют? Ответ на него, вероятно, мог бы вывести борцов с пьянством на некомфортные размышления о социально-экономическом состоянии глубинки северного региона. А пока антиалкогольная кампания в Карелии рискует скатиться в борьбу со следствием, а не с причиной проблемы.
Деревни трезвенников
Организация в Карелии "территорий трезвости" - пожалуй, самый странный пункт региональной антиалкогольной программы. Как конкретно эту идею собираются реализовывать, "Фактору" не смогли пояснить ни в одном из ответственных за эту задачу министерств. Задумка заключается в том, что на территории неких населенных пунктов следует значительно урезать или полностью запретить торговлю спиртным.
"Рассмотрение возможности реализации в муниципальных образованиях в Республике Карелия программы «Территория трезвости» с полным запретом розничных продаж алкоголя или значительным сокращением времени и точек продаж алкогольной продукции (с учетом опыта реализации подобных программ в других регионах)", - указано в документе.
В этой связи "Фактор" направил запросы в Минпромторг и Минздрав, которые назначены ответственными за открытие "трезвых деревень", однако после получения официальных ответов все стало только запутаннее. Выяснилось, что такая задача есть, ее одобряют, но выполнять, по всей видимости, не собираются.
Так, в Минздраве заявили, что идею появления "территорий трезвости" поддерживают, но заниматься ее реализацией должны органы местного самоуправления и представители неких народных сходов. А в Минпромторге отметили, что никаких официальных планов по организации "трезвых деревень" вообще не существует.
Издание не стало спрашивать представителей районных властей о готовности отрезвлять свои деревни. Скорее всего, местные чиновники решают более насущные вопросы, касающиеся перебоев со светом и водой. Трудно представить и жителей карельского поселка, организующих народный сход с целью избавиться от винной лавки.
В этой связи кажется страным само появление пункта про "территории трезвости" в подписанной губернатором программе, если никто не знает, как этот проект реализовывать.
Что еще странного в антиалкогольной программе
В республике, которая известна своим 45-градусным Карельским бальзамом, решили разрабатывать и выпускать безалкогольную сувенирную продукцию. Речь идет о бальзамах, ликерах и так далее. В принципе, в регионе и так торгуют множеством продукции для туристов, которая вообще никак не связана со спиртным, однако "антиалкогольные" сувениры по какой-то причине выделили в отдельный пункт проекта.
Также отдельно прописана идея об увеличении числа дней, когда горожане не смогут купить спиртное. В качестве примера рассматривается запрет на торговлю алкоголем в День молодежи в июне. Накануне таких "трезвых дней" клиенты алкомаркетов, как известно, затариваются заранее.
Остальные пункты менее любопытны. Например, программа предусматривает появление стендов с информацией о вреде пьянства в общественных местах и школах. Подобные материалы появятся и в автобусах. В "трудовых коллективах" обещают проводить профилактические мероприятия с рассказами о вреде пьянства. Дозу антиалкогольного контента получат также учащиеся, а в женских консультациях появятся материалы о вреде спиртного беременным.
Также в одном из пунктов программы указано, что карельский наркодиспансер назначен ответственным за заключение соглашений с работодателями по проведению профилактической работы среди сотрудников. Иной конкретики в материалах, как обычно, нет, поэтому не до конца ясно, как именно начальники будут отговаривать своих взрослых подчиненных от пьянства. Еще в документах обозначено, что в Карелии собираются разработать некие корпоративные программы, направленные на снижение потребления алкоголя и укрепление здоровья работников.
Кнут без пряника
Кто-то уже успел сравнить антиалкогольную кампанию в Карелии с трендом борьбы со спиртным в Вологодской области, где местный губернатор Георгий Филимонов пытается выдавить из региона сеть "Красное & Белое". Противники столь радикальных мер предполагают, что после изгнания легальных торговцев спиртным регионы захлестнет волна контрафакта и гибели людей от подделок. Авторы карельского проекта, вероятно, об этом догадываются, поэтому в их плане есть пункт, который касается популяризации приложений, проверяющих подлинность бутылки. Еще один вариант развития событий - торговля спиртным продолжится, но в подпольном варианте, "из багажников такси" и так далее. К слову, издание "Коммерсантъ" весной выпустило объемный материал о том, как в Вологде на фоне "сухого закона" успешно сформировался черный рынок алкоголя.
Однако главный минус карельской антиалкогольной программы заключается в том, что ее составители обходят стороной первопричины алкогольной беды. Давно известно, что пьянство является лишь маркером неблагополучия той или иной территории, а решить такой вопрос одной пропагандой ЗОЖ и рекомендациями медиков нереально. Условно говоря, что конкретно получат представители запланированных в Карелии "трезвых деревень"? Откроют ли у них спортзал, торговый центр и кинотеатр, или им просто предлагают бросить пить. Сейчас программа борьбы с пьянкой выглядит набором ограничений и запретов, - кнутом без пряника.
В частности, не до конца ясно, каким образом предполагается вовлекать людей в ЗОЖ, если он сегодня преимущественно стоит на коммерческих рельсах, то есть требует от людей денег и свободного времени. Уличные тренажеры, тропы здоровья и прочие варианты бесплатной физкультуры в регионах с северным климатом не годятся для массовых занятий на протяжении года: люди нуждаются в крытых площадках. При этом годовые безлимитные абонементы в петрозаводские фитнес-клубы могут стоить свыше 30 тыс. рублей.
Авторы антиалкогольной программы в Карелии намерены спрятать спиртное с глаз жителей региона в надежде на то, что после этого клиентура алкомаркетов вынужденно отправится на турники.
Александр Гнетнев














Комментарии