Фото: Максим Берштейн
Общество
Армянский коньяк из черной бочки (18+)

Почему коньяки стали символом Армении и какой из них настоящий.

Что мы знаем об армянских винах? Признаемся честно – практически ничего, хотя многие из них достойны всяческих похвал. Разумеется, если потреблять с умом, потому что алкоголь по-прежнему вреден. Но в петрозаводских магазинах их выбор крайне скуден, отсюда нехватка отзывов и, соответственно, информации. Но что такое армянский коньяк, знает любой взрослый человек.

Поводом поговорить об этом стал вояж корреспондента нашего медиа-холдинга в Армению, после чего он порекомендовал жителям Карелии обязательно посетить эту страну.   

Читайте по теме: «Зачем и почем съездить из Карелии в Армению». ФОТО 

Непременным пунктом туристической программы должно стать посещение одного их местных коньячных производств, и первое, что приходят на ум – завод «Арарат» или фабрика «Ной», главные конкуренты на рынке. Мы выбрали второй вариант: помимо дегустации, здесь вас проведут по небольшому музею и расскажут всю историю армянского коньяка. 

Интересно, что она совсем не древняя, и никаких особых секретов «от отца к сыну» армяне друг другу не передавали, как это произошло с местными коврами. Точно известен год появления первого завода – в 1887 году его открыл в Ереване купец Нерсес Таирян.

Технологию приготовления он взял французскую, оборудование привез также из Франции, но использовал именно армянские сорта винограда.

Спустя 12 лет завод выкупил предприниматель Николай Шустов, и на какое-то время армянский коньяк стал шустовским. Кстати, продвижение бренда на европейском рынке бизнесмен вел на грани фола. Нанятые им люди приходили в крупные рестораны, просили подать малоизвестного шустовского коньяку, а не получив, устраивали шумные скандалы. 

Трудно сказать, насколько это подействовало, но главным событием, положившим начало славе армянского коньяка, стала Всемирная выставка в Париже, где шустовский напиток получил Гран-при. Более того: это единственный в мире бренди (то есть произведенный за пределами французской провинции Коньяк), которому официально разрешили называться коньяком. Правда, совсем скоро эта льгота будет снята, но об этом позже.

После установления в Армении советской власти производство, естественно, реквизировали, и на его базе создали Винно-коньячный трест «Арарат», который после Великой Отечественной расформировали. Появился Ереванский винный комбинат, а позже возник и Ереванский коньячный завод. Смешиванием и розливом напитка занимался только последний, остальные производили спирт. В 1990-е Ереванский коньячный завод выкупили французы, а комбинат переименовали в Ереванский коньячно-винно-водочный комбинат «Арарат», который приватизировал армянский бизнесмен.

Впрочем, имея в названии предприятия слово «Арарат», новый собственник не имел права печатать его на этикетках, поскольку бренд также достался французскому консорциуму. Так и появился бренди «Ной». Оба завода возвышаются друг напротив друга, и впечатление производят солидное.

Но если «Арарат» - это чисто коньяк, то почти кремлевская стена «Ноя» - это конгломерат компаний, в который входит и алкогольное производство. Именно здесь был восстановлен старый завод и вновь открыты знаменитые шустовские подвалы – 4 уровня под землей, потолки высотой 5 метров.

Секрет монументальности этих стен прост: это остатки Эриваньской крепости. Недавно здесь сделали доступным для посещения тоннельидущий на несколько километров под городом. Правда, свободно гулять по нему сотрудники не разрешают, но ознакомительную часть подготовили.

Естественно, главное в подвале – бочки. Чем она чернее, тем старше. Есть и совсем молодые, посвященные каким-то особым людям или событиям.

Есть юбилейные – как эта.

Кстати, к указанной дате ее вскрыли, но потом снова закупорили. Как сказали нам технологи, без соприкосновения с воздухом коньячный спирт в этих подвалах может храниться еще сотню лет.

Историю отдельных напитков и людей, с которыми связано понятие армянского коньяка – от князя Голицына до Уинстона Черчилля – вам расскажут экскурсоводы. При выборе экскурсии внимательно смотрите, что вам предлагают к дегустации. По некоторым программам это будет не коньяк, а коньячные напитки, что весьма на любителя.

Но мадерой 1944 года в 15 метрах под землей точно угостят.

Вообще на сегодня в Армении действует порядка 50 коньячных производств, из которых примерно 20 шлют продукцию на экспорт. Поэтому рассказы о том, что армянские коньяки активно подделываются, не очень близки к истине. К примеру, «Арарат» разливается только на территории Армении, а «Ной» могут разливать еще и в Беларуси. Но по вкусу оба продукта что в России, что на родине, одинаковы – хотя у нас, конечно, нет такого их разнообразия.

Это, кстати, разительно отличается от ситуации с грузинскими винами, которых страна просто не в состоянии производить столько, сколько их продается в российских магазинах.

Читайте по теме: «Почему при посещении Грузии нужно обязательно съездить в Кахетию» 

Но коньяк все-таки куда менее потребляемый продукт. Так что, как мы поняли, армянские коньяки можно потреблять практически безбоязненно – но в меру. Тем более, что через несколько лет армянский коньяк как понятие канет в лету. Название напитка будет окончательно принадлежать исключительно французской провинции. Но армяне решили, что бренди они делать не будут, и придумали собственное название – арбун. Ждем выхода на рынок…

Текст, фото: Максим Берштейн

 

Комментарии

Сайт factornews.ru использует метрические программы веб-аналитики Яндекс.Метрика и Liveinternet.

Продолжая работу с сайтом factornews.ru, вы подтверждаете использование cookies вашего браузера с целью улучшить сервис, также соглашаетесь с документами:
Политика конфиденциальности и Пользовательское соглашение