Жительница Карелии Ольга Ковлакова рассказала, почему важно найти своё
«Карельская артель» – проект о свободных художниках, которые променяли офис на творчество и научились жить в гармонии с собой. Театровед и драматург из Петрозаводска Ольга Ковлакова доказала, что жизнь в 50 лет только начинается.
«Я столько лет ненавидела утро, когда надо было вставать на работу. А, когда решилась на перемены, возникло ощущение, что жизнь только началась, будто мне снова 20», — делится Ольга.
Почти 20 лет она проработала инженером и объяснила это так: «Просто-напросто я очень ответственный человек. Когда у тебя 2 сына, техническое образование и ты ищешь работу по специальности в новом городе, то вариантов не так много. Особенно, когда нужна достойная зарплата. Жить так как хочу начала в 50 лет. Вышла на пенсию сразу после дня рождения и изменила всё. Я рано родила, к юбилею у меня были взрослые дети, которые окончили уже не только школу, и мне не нужно было думать об обязательствах перед ними. Муж меня тоже всецело поддержал».
Так, Ольга 8 лет назад решила поступить на театроведческий факультет театральной академии в Санкт-Петербурге.
«Мне было не 17 лет, когда я шла учиться в театральную академию, я отчётливо понимала, что больше смогу получить от заочного обучения. Чтобы другие воспринимали тебя театроведом, нужен соответствующий документ. Иначе ты блогер, любитель — кто угодно, но не специалист. Диплом дает какую-то легализацию в театральном сообществе. И всё же самое главное — это насмотренность, погружение в среду. Нахождение внутри живого театрального процесса постепенно формирует собственную оптику. Я набирала этот багаж: ходила на спектакли в Воронеже, Санкт-Петербурге, Москве, порой — по нескольку раз в день. Ездила на крупные театральные фестивали в Воронеже, Новосибирске, даже в Авиньоне (Франция), — рассказала горожанка. — Когда я вижу объявления о коротких курсах обучении на драматургов, сценаристов, театральных блогеров, то не отношусь к ним серьёзно. Мне кажется, что это просто такая форма досуга — пойти поучиться чему-то. То, что дают на кратких курсах легко самому найти в интернете. Учиться стоит только если есть конкретный учитель у которого ты хочешь учиться».
Учеба в зрелом возрасте с молодыми студентами позволила Ольге иначе взглянуть на современные театральные формы, которые раньше казались пустой провокацией. Ей стало недостаточно консервативного, классического театра с люстрами и колоннами. Поиск нового привёл к появлению аудиоспектаклей–променадов по городам Карелии. Первыми в списке «покорённых» городов оказались Петрозаводск и Сортавала.
Но началось всё со столицы Карелии. Героем первого аудиоспектакля-променада Ольги Ковлаковой стал не человек, а на сегодняшний день разрушенный Онежский тракторный завод. Именно это пространство как нельзя лучше подходило для театрализованного действа, а форма пришла сама.
Аудиоспектакль-променад «Время, вперёд?» (12+) помог с головой погрузиться в историю завода. По книгам были изучены 300 лет истории, записаны интервью с нынешними обитателями заводских пространств. Пригодились и сохранившиеся в галерее промышленной истории альбомы, отразившие заводские будни и праздники, которые скрупулезно вёл неизвестный энтузиаст-летописец. В них одинаково живо и энергично было написано об испытаниях тракторов, соревнованиях среди рабочих и даже о том, как подвыпившие рабочие умудрились утопить трактор.
Ольга Ковлакова пояснила, что этот дневник словно бы писал сам завод. Материалы были предоставлены директором галереи, Викторией Никитиной, она же дала контакты ветеранов. Важной частью аудиоспектакля стали воспоминания ветерана конструкторского бюро, пережившего 3 инсульта.
«Кто-то сетовал на то, что на записи слова звучат нечётко. Но история завода, увы, не звучит молодыми голосами. Многие оценили именно достоверность этого звучания», – вспоминает Ольга Ковлакова.
Ольга подчеркнула, что её целью было не информирование, а эмоциональное подключение к истории завода и к пространству маршрута. Когда-то на занятиях у Кацура Кана — японского танцора и хореографа, она прониклась таким стилем танца, как буто. Мастер буто учил, что танцор должен уметь переносить атмосферу пространства. Зритель не должен знать или понимать какую историю воплощает танцор, он должен увидеть свою историю. Так возникает сотворчество, разный опыт и разные истории объединяются в одном пространстве и в нем рождается новая атмосфера.
Маленькие кусочки большой мозаики сложились и стали целым. Сокращённую версию аудиоспектакля-променада, которая родилась после того, как пространство маршрута сильно изменилось, можно послушать на «Радио Карелии» в рубрике «Карельский орнамент» (12+).
А через 4 года, в 2021 году, благодаря аудиоспектаклям-променадам, жители Петрозаводска смогли познакомиться с театральной и культурной историей Петрозаводска, почувствовать связь с поэтом Робертом Рождественским и плакальщицей Ириной Федосовой, заглянуть за кулисы пяти петрозаводских театров.
Живой «декорацией» для третьего спектакля-променада о Николае Рерихе стал город Сортавала, где художник написал около 200 картин с образами Северного Приладожья. Проводником в мир Рериха: философа-мистика, путешественника – Ольга Ковлакова выбрала поэта и писателя Юрия Линника.
Сейчас Ольгу Ковлакову занимает аудиоспектакль-променад, посвящённый птицам Петрозаводска. Идёт работа со звукорежиссёрами и актёрами, которые озвучивают спектакль. А в будущем Ольга мечтает уйти ещё ближе к природе, дальше от города.
При этом, аудиоспектакли-променады — лишь вершина айсберга. Ольга Ковлакова успела написать десятки театральных рецензий, которые были напечатаны в солидных театральных изданиях, три пьесы, по одной из которых был записан аудиоспекталь, она энергично ведёт подкасты и изучает мир вокруг себя, превращая увиденное и услышанное в творчество.
Кто-то годами мечтает о втором шансе и какой-то новой, далёкой от рутины, жизни, примеряет на себя бесконечное «а что, если…», а уроженка Воронежа живёт по ускоренной программе, чтобы с радостью встречать каждый новый день как новое приключение.
«Мне кажется, очень важно найти своё. Не у всех получается сразу, но к этому стоит стремиться — к гармонии с собой, к тому, чтобы заниматься любимым делом», — считает Ольга Ковлакова — женщина, которая не побоялась изменить свою жизнь ради свободы творчества.
Проект «Карельская артель» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Комментарии