Чем живёт известный петрозаводский творец, панк и поэт Саша Шну

Фото: Людмила Корвякова

Проект «Карельская артель» посвящён креативным индустриям и людям, которые не боятся сказать «нет» скучным будням и – «да» – свои мечтам. Саша Шну – организатор фестиваля «Первая ласточка». Он любит панк-рок, пишет стихи и путешествует.

Александра Машкова в Карелии знают как Сашу Шну и Шнурика Любимого. По его словам, последнее прозвище увязалось за ним уже давно, ещё с тех пор, как в социальных сетях можно было в шутку менять друг другу никнеймы.

Шнурик – личность многогранная: он занимается организацией фестивалей, недавно работал техником сцены на «Формуле 1», верит в силу слова и считает, что панк-культура и свобода неразделимы. А ещё его фотографию можно найти в «Википедии». Правда, «гуглить» придётся по слову «ирокез». Шнурик не ест мяса и сортирует мусор. Как любой творческий человек, он не очень любит долго находиться на одном месте. В дорогу берёт минимум вещей, но книги – обязательно.

В преддверии арт-фестиваля «Первая ласточка» (12+), который состоялся в Петрозаводске в конце мая, Саша Шну признался: «В последнее время я жил в Тбилиси. Пока живу на фестивале, затем – будет видно. Смотрю в сторону Питера, Индии – да куда только не смотрю. Живу моментом. Сейчас важнее всего фестиваль. А после работы уже можно выдохнуть и начать планировать».

Пятый юбилейный фестиваль прошёл на одном дыхании. Жители и гости Карелии смогли познакомиться с творчеством не только карельских художников, но и творцов из Санкт-Петербурга, Новокузнецка, Берлина, Милана.

Картины светились в темноте, завораживали глубиной и непосредственностью.

Были работы, пропитанные эфирными маслами, зеркальные экспозиции. Трогать и нюхать творения разрешалось. Организаторы подготовили для гостей фестиваля креативные лекции об искусстве и устроили небольшой кинопоказ с обсуждением. Во время фестиваля звучала живая музыка.

Саша Шну и сам презентовал на «Первой ласточке» свои творения: «На «Ласточку» я выставляю иногда свои работы, если позволяет место, цветовая динамика, экспозиционная логика. У меня выходят коллажи со стихами».

А после каждого из выставочных дней до самого утра не утихали разговоры о жизни, творчестве, свободе…

Свою жизнь Шнурик не представляет без панк-культуры. По его словам, «это всегда со мной».

«Раньше нужно было объяснять окружающим – кто ты по жизни, хотя в моем юношеском окружении это трансформировалось в ответ на вопрос – кого ты слушаешь. Если слушаешь Цоя, то слушать Курта Кобейна было уже нельзя. Могли возникнуть проблемы. Это грозило как минимум аутсайдерством, но могли побить и отобрать рубли на завтрак.

Я долгое время не знал, как ответить на этот вопрос. Все вокруг меня слушали группу «Кино», мне не особо нравилось, но альтернатив не было.

Потом мне в 6 классе дали послушать кассету The fat of the land. Слушал её, но без фанатизма. В 8 классе кто-то принёс коробку с дискографией британской рок-группы Exploited. Я послушал и такой: «Вот этой драйв, вот это мощь, мне нравится». Ничего особо не понимал, сидел со словариком, переводил тексты, а, когда вникал в смысл, нравилось ещё больше. Мне было по душе, что в песнях нет мощной депрессивной составляющей, которая в то время меня окружала. Не было жесткой пропаганды алкогольного и наркотического забытья. Стал искать кассеты по магазинам. Затем появился интернет, можно было дать «болванку» товарищу и попросить записать на CD что-то, у меня то ни компа, ни интернета не было, причём ещё очень долго. Названия групп писал с ошибками. Друг находил что-то во Всемирной паутине, но половина оказывалась совершенно не тем, что я заказывал, зато с таким же названием. Только через 5-7 лет я узнал, как называются песни и группы, которые я слушал.

В музыкальном плане панк сейчас тоже очень богатый. Много разных жанров и подстилей. Благодаря интернету я открыл, например, интересные индонезийские решения в панк-музыке, японский и китайский панк-рок  и тд.

Но музыка – это форма. В моем понимании для панка главное – стремление к свободе, самодостаточности, идеология «сделай сам», отрицание авторитетов. Я переделываю одежду, тоже считаю это панком. На одежде остановиться не удалось, поэтому стал модифицировать вообще все вещи. Средства передвижения: велосипед, автомобиль. Одно время мы варили велосипеды из всего, что находили на помойке и даже создали фестиваль с «монстро-байками».

Мои путешествия на «панк-мобиле» – старом «Dpace gear» – это тоже стопроцентный панк», – смеётся Саша Шну.

– Я пытаюсь создать вокруг себя среду, мир, в котором каждому было бы комфортно. Мир, где все равны. Где люди не эксплуатируют животных, где человек человеку человек, а не волк. Слово «добро», даже в самом широком понимании, – для меня нравственный ориентир».

Предназначение фестиваля «Первая ласточка» и в целом творческого комьюнити Саша Шну видит так: «Фестиваль помогает не теряться в этом мире, в бурной реке жизни, не уйти раньше времени под воду с головой. Фестиваль – это точка соединения, где можно с кем-то познакомиться, встретить старых друзей. «Пропитаться» разными мнениями и мыслями, он про то, чтобы человек стал ближе к человеку ( и можно было собраться в «мультичеловека»). Музыка, картина – результат какого-то переживания, мощного потрясения положительного или негативного, а на пустом месте не возникают произведения, у всего есть история, фестиваль – отличное место, чтобы ею проникнуться».

Проект «Карельская артель» реализуется при поддержке Президентского фонда  культурных инициатив.

Комментарии