Жителям Карелии с инвалидностью сложно устроиться на работу

Фото: pixabay.com

Есть предложения, где за 20 тысяч требуют законченное высшее экономическое или техническое образование, свободное владение тремя языками, знания в делопроизводстве и не только. Однако в этом году шансы найти работу для людей с инвалидностью увеличились. Узнали, почему.

Быть востребованным и получать хорошую зарплату – это ли не мечта каждого жителя Карелии. Мечты-мечтами, но реальность такова, что найти работу с достойным заработком бывает крайне трудно. Для людей с инвалидностью – это становится задачей с наивысшим уровнем сложности, даже несмотря на поддержку государства.

О том, с какими трудностями сталкиваются люди с инвалидностью, нам рассказала Александра Плотникова, координатор проектов общественной организации «Преодоление», руководитель полиграфической мастерской «Каракули». У Александры инвалидность первой группы.

Фото: из личного архива Александры Плотниковой

Сложности с работой и образованием

 «Наша организация помогает людям с особенностями психического развития. Это одна из самых стигматизированных социальных групп. В настоящее время людям с тяжелыми хроническими психическими заболеваниями очень сложно устроиться на работу, их практически никуда не берут. А если и берут, то на неквалифицированную работу: уборщицами, посудомойками, дворниками. Это происходит по нескольким причинам. Получить профессиональное образование для человека с подобным диагнозом практически невозможно. Во Всеволожске есть Мультицентр социальной и трудовой интеграции, где работают с людьми с особенностями психического развития. Есть школы-интернаты, где можно получить отдельные профессиональные навыки. Но туда не все могут попасть. Когда ребенок с подобными проблемами растет в семье, то очень многое зависит от родителей. Бывает так, что ребенка даже не отправляют в школу, опекают во всем и не дают действовать самостоятельно. Когда он подрастает, он не готов к самостоятельному труду.  Но даже если человеку дали какие-то начальные навыки, то ему в сознательном возрасте все равно зачастую нужны специальные условия и сопровождение. Работодатели не всегда готовы на этой пойти.

Сложностей много, мы это видим на примере работы ребят в наших инклюзивных мастерских. Но нам организовать работу легче, ведь мы давно знаем каждого подопечного, его особенности, можем распределить обязанности так, чтобы все были включены в процесс и работа была эффективной», – рассказала общественница.

Работники с инвалидностью не нужны?

«В начале года мы проводили опрос, насколько потенциальные работодатели готовы брать к себе людей с определенными диагнозами. Статистика удручает – большинство не готовы», –  поделилась мнением Александра Плотникова.

Но на эту тенденцию пытается оказать влияние государство. Так, существует закон от 19.04.1991 ФЗ №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», согласно которому организации, где трудятся от 35 до 100 работников, должны предоставлять 3% от среднесписочной численности сотрудников, если работников больше 100 – 4%.

Но даже на такое квотированное место бывает непросто трудоустроиться. Вакансии попадаются очень интересные. 

«По Кондопоге я нашла 18 вакансий,  – рассказала общественница.  –  Одна удивила. Требовался консультант с зарплатой 20 тысяч рублей с высшим техническим или экономическим образованием, свободно владеющим тремя языками: английским, немецким, французским. Наличие дипломом приветствовалось. Также требовался опыт в переводе технической или экономической литературы, опыт коммерческих переговоров, опыт по сопровождению иностранных специалистов, свободное владение ПК, навыки делопроизводства. При этом, чтобы получить должность, надо иметь проработать на аналогичной должности не менее 5 лет. Сложно представить человека с инвалидностью, да и обычного среднестатистического, человека с подобными знаниями.

Вообще, работодатели зачастую не понимают, что людям с инвалидностью требуется индивидуальный подход. Бывает, что человек с инвалидностью может взять на себя лишь часть нагрузки в силу каких-то особенностей здоровья или для него нужна новая должность, которой пока нет в штате. Но гибкость в этих вопросах встречается редко».

Почему квоты не работают?

До 1 сентября 2022 года считалось, что если квотированное место создано, то квота выполнена. Не факт, что на такую вакансию вообще можно подобрать человека с инвалидностью. Никто не следил за тем, улучшает ли подобное квотирование жизнь людей с инвалидностью. Сейчас ситуация поменялась благодаря постановлению правительства РФ от 14.03.2022 № 366 «Об утверждении Правил выполнения квоты для приема на работу инвалидов при оформлении трудовых отношений с инвалидом на любое рабочее место».

Теперь квота закрыта, если человек с инвалидностью действительно трудоустроен в организации. За пустующие квоты можно получить штраф. Это тоже не всегда честно по отношению к работодателю, который порой не может взять человека с инвалидностью, если производство считается опасным. Но выход есть», – уверена общественница.

Общественные организации приходят на помощь

Правда, возможный выход: «трехсторонее» соглашение о создании арендуемых рабочих мест, пока только разрабатывают.

По информации Александры, соглашение заключается между работодателем и общественной организацией. По сути, работодатель «арендует» рабочее место для инвалида в общественной организации, где человек с инвалидностью в будущем и будет работать. Зарплату работодатель также перечисляет общественной организации, сотрудник получит ту зарплату, которую заработает.

«Недавно Карелия вошла в группу регионов, где проходит адаптация 186 федерального закона – в части сопровождения при трудоустройстве людей с инвалидностью. Согласно изменениям, часть обязанностей службы занятости на себя берет общественная организация. Именно общественники тестируют способности человека с инвалидностью, составляют для него индивидуальный маршрут и сопровождают его», –  рассказала Александра о нововведениях.

Первые организации, которые стали площадкой для освоения новых услуг: «Гармония», «Поможем нашим детям» и «Дом на скале».

Поддержка понимающих работодателей

Есть и другие гибкие способы, с помощью которых государство помогает людям с инвалидностью получить работу.

«Поддержка работодателя, который готов пойти навстречу людям с инвалидностью, в Карелии выстроена хорошо. Можно получить средства на переоборудование рабочего места. К примеру, если человек на коляске, на эти деньги сделать удобный санузел, пандусы, закупить подходящую мебель. Есть выплаты, которые покроют зарплату для человека с инвалидностью, пока тот будет адаптироваться на рабочем месте, выделяются средства на сопровождение. Чтобы кто-то из сотрудников организации за отдельную плату стал куратором для человека с инвалидностью и помог ему освоиться.

Если в какой-то организации половина сотрудников – люди с инвалидностью, то служба занятости Карелии может компенсировать 50 процентов расходов на коммунальные услуги и зарплаты для инвалидов»,  – проинформировала Александра.

Значимость труда

 «Труд - это важный жизненный процесс. Он формирует личность, дает ощущение, что человек полезен, нужен, важен. Работая, человек взрослеет и учится.  

Наши ребята, когда уходят на занятия в «Преодоление» говорят: «Пошел на работу». И мы верим, что когда-нибудь часть из них будет работать в наших мастерских и получать зарплату, кто-то будет трудоустроен в других организациях. А остальные будут заняты в наших студиях: танцевальной, театральной, цирковой, артистического фехтования. Ведь это тоже работа. Она связана с постановкой номеров, выступлениями, конкурсами.  Она  помогает ребятам почувствовать себя людьми, включенными в жизнь», – резюмировала общественница.

Фото Людмилы Корвяковой, инклюзивный спектакль

Текст: Ксения Сорокина

Комментарии