Психолог назвала категорию людей, склонных к перееданию
По словам психолога Яушевой, переедание часто связано с попыткой заглушить или избежать переживания неприятных эмоций.
Тревога, одиночество, пустота, злость и стыд — именно эти эмоции люди чаще всего пытаются заглушить с помощью еды, пишет health.mail.
Клинический психолог Дарья Яушева отметила, что компульсивное переедание — не просто вредная привычка, а способ справиться с внутренней болью и нехваткой поддержки.
«Время от времени ко мне приходят клиенты с проблемами пищевого поведения. Как правило, это не единственная проблема, о которой они говорят. В большинстве случаев это проблемы с самооценкой, тревожность, перфекционизм, прокрастинация», — заявила специалист.
Яушева отметила, что клиенты редко приходят с готовым диагнозом — чаще всего они описывают состояние через конкретные жалобы.
«“Я не могу контролировать себя, особенно вечером, начинаю переедать”, “Я ем, когда мне грустно, тревожно или скучно”, “Я срываюсь, а потом чувствую вину”, “Я постоянно думаю о еде — даже когда не голодна”. Первичное беспокойство — это утрата контроля и эмоциональные последствия: стыд, вина, ощущение слабости, злости на себя. Часто людям не нравится, как они выглядят внешне. Они критикуют себя, испытывают трудности с самопринятием», — добавила психолог.
По словам специаоиста, переедание часто связано с попыткой заглушить или избежать переживания неприятных эмоций. Среди них: тревога, одиночество, пустота, злость (особенно если она табуирована), стыд и вина, тоска, грусть, скука.
«Компульсивное переедание — это способ успокоиться, отвлечься или получить хоть какую-то радость, когда в жизни не хватает других источников удовольствия и поддержки», — пояснила Дарья Яушева.
Между тем, нередко за пищевыми нарушениями скрываются и более глубокие причины: эмоциональные расстройства, пограничные и другие личностные расстройства, последствия травм.
У людей, переживших травмы, пищевое поведение может быть способом вернуть хоть какой-то контроль над своей жизнью или просто почувствовать себя в безопасности.
«В такие моменты еда — это не про голод, а про попытку почувствовать хоть что-то знакомое, безопасное, контролируемое. При комплексной травме переедание может быть неосознанной формой самонаказания, способом справиться с хроническим стыдом или одиночеством», — добавила эксперт.
По словам Дарьи Яушевой, в прошлом у таких людей нередко отсутствовала эмоциональная поддержка со стороны близких.
«Еда может быть единственным источником комфорта, особенно если в прошлом близкие не умели успокаивать, поддерживать или замечать потребности», — заключила психолог.
Комментарии