Культура

«Поезд Победы» смогли посетить жители нескольких городов Карелии: «Слёз сдержать невозможно»

Передвижной музей в этом году смогли посетить жители четырех карельских городов: Кеми, Сегежи, Медвежьегорска и Петрозаводска. Но даже те, кто не успел зарегистрироваться и получить бесплатный билет, решили попытать счастье и прийти на вокзал, чтобы совершить погружение в историю Великой Отечественной войны.

В этом году «Поезд Победы» прибыл в Карелию в третий раз, а число желающих посетить уникальный музей на колёсах год от года меньше не становится.  В соцсетях жители республики и других городов  признаются, что давно мечтали побывать в передвижном музее и не пожалели о том, что удалось воплотить мечту в жизнь: «До сих пор под впечатлением от увиденного. Аж до мурашек по коже. Я готова ходить на такую экскурсию каждый год».

Но повторить прошлогодний маршрут посетителям уникального музея всё же не удастся – так, в самый первый приезд передвижной выставки не было экспозиций на тему обороны Брестской крепости,  а сейчас вместо истории Донбасса – зверства японских военных преступников, которые могли  посоперничать в изощрённости с нацистами, а напоследок – военные трибуналы. Если о Нюрнбергском процессе знают многие, то о Токийском и Хабаровском наслышаны не все.

Поезд тронулся, стучат колёса, снова в наушниках звучит уже знакомый голос машинистки Лидии, которая рассказывает о том, как великая страна встретила парализующий ужас, который принесла Великая Отечественная война. Война, которая унесла жизни 26,6 млн человек, привела к полному или частичному разрушению 1710 городов и посёлков, более 55 тысяч деревень и оставила после себя страну в руинах.

По словам Лидии, война известила о себе сама, опережая радиосигнал, – огнём и взрывами, смертью и разрушениями.

Смерти и страху противостояли обычные люди, нередко совсем ещё мальчишки. Эпитафией многим погибшим могла бы послужить надпись, сделанная в Брестской крепости: «Умираю, но не сдаюсь…»

Но лики смерти были разными. Лидия вспоминает о страшных составах, «вагоны которых буквально кишели вшами и другими паразитами».  В товарных вагонах, не предназначенных для людей, нацисты перевозили военнопленных. О том, что творилось в концлагерях, выжившим невыносимо было даже помнить.

Её рассказ льётся, проносятся перед глазами измождённые лица узников, из которых выделяются люди, похожие на сваи, с непоколебимой силой духа… Даже умирая, такие люди помогали жить другим.

Тяжело даётся посещение санитарных вагонов, где раздавались крики и стоны раненных. Молодые мальчишки, ставшие калеками, порой так сильно не хотели жить, что выбрасывались из вагонов на полном ходу, стараясь «чтобы наверняка».

Были и просветы – на пути к Победе посетителей выставки ждёт встреча с Госпожой Пенициллин – Зинаидой Ермолевой, именно она изобрела советскую версию отечественного антибиотика, «отцом» советского атомного проекта Игорем Курчатовым по прозвищу Борода.

Затем тёмная и страшная страница – блокады Ленинграда, которая останется в памяти из-за мяуканья кошек, которых в какой-то момент не осталось в осаждённом на 900 дней городе. Люди гибли не только от обстрелов, но и от голода… 

В следующем вагоне нас ждёт знакомство с солдатским генералом Константином Рокоссовским, под командованием которого удалось взять в плен фельдмаршала Паулюса.

Неоднозначное впечатление складывается после посещения вагона бронепоезда: поезда-богатыря, обшитого со всех сторон бронеплитами, пушками и пулемётами. Вагон этот обожжён и страшно становится за тех, кто нёс службу именно там. 

Следующего вагона раньше не было.  Этот вагон словно сошёл со страниц романа «Кухня дьявола», написанной японским автором Моримурой Сэйити. Книга запоминающаяся. Японские изуверы называли людей, над которыми проводили опыты, «бревнами». Одна из основных целей японских военных преступников заключалась в создании бактериологического оружия. Для людей, которые становились подопытными, надежды не оставалось. Где-то в этой книге должна была быть фраза «Оставь надежду всяк сюда входящий». За злодеяния поплатились не все. Да и, пожалуй, нет такого трибунала, который помог бы по-настоящему восстановить справедливость для тех, кто прошёл через этот ад.  

 До Победы удалось дожить не всем. Да и о цене Победы, которая измеряется миллионами жизней, всё чаще забывает.  Машинистка Лидия (собирательный образ, у которого был реальный прототип) говорит о том, что Поезд жизни продолжает идти, «но мне иногда кажется, что в вагонах присутствуют те запахи и звуки, я всё ещё чувствую запах и дым фронтовой махорки и печальный проигрыш пробитой пулей гармошки»…

Софья Кучина, которая в этом году отвечала за работу волонтёров из Петрозаводска, Кеми и Кондопоги, сопровождавших «Поезд Победы», уверена, что в передвижном музее на колёсах можно будет побывать и в следующем году, ведь желающих увидеть экспозицию было немало. По её словам, уже на второй день количество желающих превысило 1000 человек. К примеру, в Петрозаводске на железнодорожный вокзал приходили даже те петрозаводчане, которые не успели достать заветный билет. Кому-то из них тоже удалось посетить выставку, если обладатели билетов по каким-то причинам не подходили к назначенному времени.  Остальным придётся ждать следующего года… А пока передвижной музей отправился в Новгородскую область.

Текст: Ксения Сорокина

Комментарии