Журналист из Карелии отпраздновал Песах в воюющем Израиле, фото
Война войной, а праздник у евреев по расписанию
Начало боевых действий Армии обороны Израиля против радикальной группировки ХАМАС, признанной террористической рядом государств мира, мало что изменили во внешнем облике Эрец Исраэль. По крайней мере, на взгляд туриста. И только хорошо знающий страну человек поймет, что означает, когда у всех солдат, идущих по улицам, магазин винтовки пристегнут, а не приторочен к прикладу, как это было всегда.
Еще рассыпались по улицам городов маленькие наземные бетонные укрытия от ракет, да безостановочно барражируют над головой боевые самолеты…
Ну и, конечно, в рост пошла цена на недвижимость. Это обязательно: в России в любой непонятной ситуации запасают гречу, в Израиле – задирают цены на съем и покупку жилья.
Но авиасообщение в государстве не прекращается. Аэропорт Бен Гурион по-прежнему забит, взлетают и садятся лайнеры ведущих авиакомпаний мира, и никакого особого напряжения не ощущается.
Это даже не смотря на то, что мы прибыли в страну ровно в тот момент, когда Израиль нанес ответный удар по Ирану. Хотя не признал этого. Ни паники, ни суеты: просто очередная война.
Примечательно, что впервые за несколько лет одна из российских авиакомпаний запустила беспосадочный перелет до Тель-Авива, для чего используется российский авиалайнер марки «Ту». Но об этом отдельно.
Песах, который часто называют «еврейской пасхой», никак не связан с Воскресением Иисуса Христа, которое остается центром и основой всего христианского учения. Христианство тут не причем: события развивались, согласно трактовкам Ветхого Завета, примерно за полторы тысячи лет до Рождества Христова. Песах – это праздник Исхода, освобождения евреев из египетского рабства под предводительством Моисея, и заключения завета с Богом. Что, в свою очередь, не перестает быть основополагающим событием иудаизма.
Песах, конечно, не Пурим, сопровождающийся карнавалом и обильными возлияниями. Нужно брать в расчет отсутствие квасного – любых блюд, приготовленных с помощью брожения, закваски. По преданию, евреи перед побегом из Египта не успели поставить тесто, и лепешки были приготовлены пресные: та самая маца, которую с тех пор едят на пасхальные каникулы.
Тут не стоит забывать, что религия в Израиле не отделена от государства. Поэтому, если квасного нельзя, то оно не продается. Что это не распространяется на «этнические» торговые точки: в русских и арабских магазинах вы купите все, что душе угодно. И поскольку большинство населения страны все-таки не религиозно, они этим пользуются.
Тем не менее, маца обязательно стоит на столе в каждом доме. Много ее не съешь, но традиция есть традиция: пасхальный седер (праздничное застолье) без нее немыслим.
В остальном же это праздник для семьи и друзей, и первый тост – за свободу. Ту самую, которую евреи обрели во времена Исхода, которую сумели сохранить на протяжении тысячелетий, и которую защищают сегодня.
Страна по-прежнему создана для прогулок. Главное - побольше пить жидкости и не оставаться на открытом солнце. В числе прочего мы осмотрели сравнительно новый жилой комплекс в Хайфе. Цена квартиры 65 кв.м.:больше 45 миллионов рублей.
Мы проинспектировали бывший карьер в северном городке Кармиэль, который превратили в парк отдыха. Не Рускеала, но это же пока...
Мы забрались на гору Кармель, откуда открывается ни с чем не сравнимый вид. Попасть сюда можно по канатной дороге, идущей от моря до здания Хайфского университета, а спуститься на подземном фуникулере – «кармелите», до недавнего времени самом маленьком, но и сегодня самом необычном метро мира.
А кроме того мы нашли место, которое, по идее, должно располагаться в карельской глубинке, но оказалось в узких двориках старой Хайфы…
Как живет сегодняшний Израиль – в нашем фоторепортаже.
Текст, фото, видео: Максим Берштейн
Комментарии