Художник-урбанист Андрей Птицын из Петрозаводска рассказал об уличном искусстве
Проект «Карельская артель» расскажет о людях, которые не побоялись следовать за мечтой. Работы художника-урбаниста Андрея Птицына не встретишь на выставках, его полотна – фасады домов, трансформаторные будки и заброшенные здания.
Андрей рисует аэрозольной и обычной краской с помощью валиков и кистей и иногда за свое творчество попадает в полицейский участок, ведь к искусству граффити в Карелии, да и в России, относятся неоднозначно.
Даже в столице республики сложно найти легальные стенки, где можно порисовать без страха нарваться на штраф. При этом, рисуя на улицах больше двух десятилетий, художник-урбанист из Петрозаводска завоевал любовь горожан и признание официальных структур, его приглашают на крупные арт-фестивали и просят привнести в подчас серые городские пейзажи немного ярких красок. И если когда-то Андрею приходилось уезжать из Петрозаводска в Вилгу, чтобы отвести душу в какой-нибудь «заброшке», то сегодня не составит труда найти варианты для творчества в пределах родного города.
При этом художник признает, что в Петрозаводске не хватает площадок, где уличные творцы могли бы проявить себя, и очень хотелось бы видеть в городе пространства, подобные «Контейнер-холлу» в Мурманске, где творчество уличных художников уважают и приветствуют.
Хотя Андрею как опытному художнику с хорошей репутацией нередко предлагают вполне законно разрисовать ту или иную городскую локацию. Доводилось рисовать граффити даже в троллейбусном депо.
Художник-урбанист создал настоящий тренд, около 10 лет назад раскрасив троллейбус ягодами морошки.
«С тех пор было 5 или 6 заказов. Морошка вдруг стала очень популярной», – признался художник.
Рисовал уличный художник даже на пианино, которое ненадолго, но стало украшением ротонды на набережной Онежского озера в столице Карелии. Работу, впрочем, как и сам инструмент, испортил сильный ливень.
Нередко художнику приходится творить на трансформаторных будках, превращая их в настоящие арт-объекты.
Чтобы уличные творения «не истаяли» раньше времени, нужна серьёзная подготовка. Так, художнику необходимо отбить старую краску, шпаклевку – словом, всё то, что может отвалиться, затем покрыть поверхность грунтовкой и покрасить фасадной краской. Покупать самые дешёвые краски – плохая идея. И, конечно, архиважно правильно выбрать место для будущего творения. Граффити, по словам Андрея, стоит рисовать там, где на рисунок не попадают прямые солнечные лучи или вода. Даже один из этих факторов может привести к тому, что рисунок начнёт очень быстро разрушаться. Естественно, прежде, чем приступить к работе, Андрей обязательно смотрит прогноз погоды. И хотя подавляющее большинство красок сохнет быстро, но рисовать в дождь или при сильном ветре, поднимающем клубы песка, – удовольствие сомнительное.
Многие считают граффити обыкновенной мазней и даже не догадываются, что художник-урбанист вполне способен заработать себе на жизнь творчеством. Андрей рассказал, что «кормить» уличного художника могут не только коммерческие заказы, но и фестивали.
«За покраску девятиэтажки тоже платят. И от этого вдвойне приятно», – поделился Андрей.
Фото: из личного архива Андрея Птицына
Андрей уверен, что в творчестве уличного художника должна быть свобода. Но обывателям как раз ближе коммерческие рисунки – простые и понятные.
От заказов Андрей не отказывается: он готов нарисовать детские сапожки, ветерана и его далекого правнука, символичные изображения разных районов Петрозаводска…
Художник верит, что уличное творчество однажды найдёт лазейку в сердца горожан, свободы самовыражения станет больше, и любой взрослый сможет выйти на улицу со своим ребёнком, чтобы спокойно порисовать на действительно легальных стенках.
Проект «Карельская артель» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Комментарии