Детский омбудсмен Карелии считает школьную форму общественной договорённостью

Геннадий Сараев уверен, что требования, связанные с дресс-кодом, которые вводит школа, должны быть согласованы с родителями и детьми. Депутат Заксобрания вспоминает, как замдиректора училища, подшучивая, называл её хипухой из-за внешнего вида. А те, кому довелось школьную форму носить, не всегда вспоминают об этом с удовольствием.

Дисциплина или самовыражение

Жители Петрозаводска и Карелии в течение нескольких недель обсуждали в соцсетях, должны ли учащиеся носить школьную форму и придерживаться строгого дресс-кода. Мнения разделились. Кто-то уверен, что современные родители слишком много времени уделяют вопросам самовыражения детей, а стоило бы акцентировать внимание на их воспитании. Сами родители хотят для своих детей лучшего: свободы выбора, возможности сохранить индивидуальность – не только в одежде. Правда, по мнению другой части общества, модничать можно и вне школы, а форма дисциплинирует.

Читайте по теме: «В самой большой школе Петрозаводска запретили пирсинг, неформальную одежду и экстравагантные стрижки».

Вопрос договорённости

Детский омбудсмен Геннадий Сараев считает, что школьная форма – это в первую очередь общественная договоренность между школой, родителем и ребёнком.

Фото: Максим Берштейн

«Школа может ввести свои требования, касающиеся дресс-кода и внешнего вида ребёнка, но только по согласованию с родителями и учащимися.

Вопрос, хорошо или плохо, когда внешний вид ребёнка выбивается из общепринятых рамок, тоже надо рассматривать с точки зрения, нарушает ли внешний вид договорённость или нет. Если сегодня в моде яркие цвета волос, одежда кислотных цветов, то это хорошо или плохо? Такая одежда продаётся в магазинах, она доступна, родители её покупают, дети носят, в том числе в школу. Что касается моды на прически, то этот вопрос нужно адресовать исключительно  родителям – кто-то разрешает детям делать модные стрижки, красить волосы, кто-то запрещает.

Таким образом, вопрос формы одежды –  это вопрос договора администрации школы, родителей (покупателей одежды) и детей»,  – уверен уполномоченный по правам ребёнка в Карелии.

Ранее Владимир Любарский выразил мнение, что внешний вид школьников регламентировать единоличным приказом директора нельзя.

Нужно находить компромиссы

Депутат Заксобрания Ольга Шмаеник считает, что школьная форма – это хорошо, но оставлять для ребёнка возможность для самовыражения тоже необходимо.

Фото: со страницы депутата в VK

Карельский парламентарий рассказала, что форму в школе она носила.

«Но тогда все её носили и особенно над этим задумывались. Я положительно отношусь к форме, особенно сейчас, когда можно выбрать и фасон, и модели по вкусу. Форма дисциплинирует, что для учебного процесса, конечно, важно.

Возможно, в старших классах жёсткие требования к форме и не нужны, но официальный дресс-код необходимо соблюдать. Опрятная одежда, уместная, чистая – для меня точно приятнее и актуальнее, чем голый живот, свисающие брюки. Такое допустимо только вне уроков.

На мой взгляд, всегда можно выглядеть стильно, модно и красиво, при этом уместно и не вызывающе. Что до пирсинга и яркого цвета волос, то я не вижу в этом проблемы, если это не угрожает жизни и здоровью школьника. Я сама работала в школе, меня больше возмущали грязные волосы, руки и обувь, чем цвет волос.

Уверена, что в таких вопросах как дресс-код и желание подростка самовыражаться и местами эпатировать, всё-таки нужно находить компромисс. Запреты всего и вся тоже ни к чему хорошему не приводят. Вот, например, почему учителю нельзя фотографироваться в купальнике? Это же полнейшая ерунда!»  – считает Ольга Шмаеник.

Также депутат вспомнила, что в молодости тоже любила самовыражаться: «Я в молодости, когда училась в педучилище, ходила какое-то короткое время и с пирсингом, и с умеренно цветными волосами. Замдиректора порицал меня и называл хипухой. Но, кстати, вполне гуманно, больше даже подкалывал. При всем этом я четко понимала, что на практику и тем более в школу я, конечно, в таком виде не пойду».

 

«Вечер, усталость, а ты сиди – и манжеты шей» 

Жительница Петрозаводска, которая в школьные годы тоже вынуждена была ходить в школьной форме, об этом вспоминает без особого восторга, потому что стиральных машинок тогда не было, а форма была колючей и не красивой.

«Я пошла в школу в 85-м году, в самое начало заката СССР. Успела побывать октябренком и даже пионером. Первый класс у нас тогда был как продолжение детского сада, с дневным сном и без формы, а со второго по четвертый –  все ходили в форме.

 Семья у нас была небогатая: трое детей, родители – бюджетники, поэтому форму порой нам даже не покупали, а передавали от детей знакомых – по мере вырастания, и брали всегда на вырост. В женском варианте это был суровый балахон из грубой, колючей шерстяной ткани противно-коричневого цвета. И какой-то странный пережиток из 19 века – передник. В будни – черный, на праздники – белый. А к нему в комплект покупались пара наборов белых манжет и воротника. Каждый вечер надо было спарывать старые, стирать их и пришивать высохшие, свежепостиранные. Помню, что монотонность и неизбывность этих действий дико бесила. Вечер, усталость после уроков и кружков, братья уже отдыхают, а ты сиди и шей эти манжеты. Несуразный подол, отсутствие карманов, холод зимой, так как сверху свитер надевать запрещали, максимум – водолазка под платье. Для меня диким счастьем было, когда в 90-м форму отменили. Сначала требовали просто светлый верх, темный низ, и я ходила в блузке/джемпере и брюках. А потом школа официально убрала все требования, и мама разрешила мне заменить классические шерстяные брюки удобными джинсами.
Что я могу в итоге сказать? Форма доставляла кучу сложностей: ее надо было достать, мне лично – было неудобно ее носить. Уравнивала ли она всех? Нет – не было прямо единого стандарта и всегда можно было выделиться из массы навороченными кружевными манжетами, передником – черным, но не стандартным шерстяным, а под шелк, или кружевным, красиво сшитым. Платьем, ушитым по фигуре»,  – вспоминает горожанка.

 

Идёт не всем

Ещё одна жительница Карелии преподаёт в лицее в Чебоксарах. Школьная форма в лицее обязательна и для учащихся, и для педагогов.

«Девочки ходят в юбках и белых блузках. Также у девочек есть пиджаки, которые они могут накинуть, если прохладно. Мальчики носят рубашки, пиджаки, классические брюки. В праздничные дни обязательным аксессуаром становится красный галстук. У девочек он двойной, есть специальные модели для школьниц, мальчики носят обычные галстуки. Также обязательным атрибутом, помимо школьной формы,  является значок лицея.

У учителей форма тоже регламентирована. Чёрная юбка/ чёрные брюки, белая блузка, чёрный жилет. По праздникам надеваем шейный платок с логотипом лицея.  

Если честно, мне школьная форма не по душе. В мои школьные годы каждый мог позволить себе индивидуальность в одежде, и я не помню, чтобы на почве внешнего вида у нас когда-то возникали конфликты. 

Что до цвета волос, то некоторые девочки красят волосы в красный цвет, у кого-то – просто цветные пряди. Есть ли у кого-то из учащихся пирсинг, я не обращала внимания, но не слышала, чтобы в лицее существовал какой-то запрет», – поделилась своими наблюдениями учитель.

 

Для каждого места – свой дресс-код

Расспросили мы о впечатлениях и молодую девушку, которая переехала в Санкт-Петербург в 5 классе.

«Я училась в гимназии в Северной столице. Официальная школьная форма там введена только для учеников начальных классов (с 1 по 4 классы).  Учащимся младших классов покупают форму в серых тонах. Для девочек обязательны юбки и жилетки, для мальчиков – брюки и пиджаки. Их носят с белами блузками/ рубашками.

С 5 по 11 класс такого требования нет. В гимназии просят соблюдать деловой стиль в одежде и придерживаться определенных тонов: белого, черного, синего, серого, темно-зеленого и т.д. Главное, чтобы не было ярких элементов (например, красного цвета). Также не допускается спортивная одежда и любая другая, которая не относится к деловому стилю. Обувь, в принципе, можно носить любую, но если это кроссовки, то лучше выбирать темные цвета, чтобы не привлекать внимание.


Конечно, не всегда получалось и хотелось соблюдать форму гимназии, поэтому приходили в футболках вместо рубашек, надевали что-то яркого цвета. Учителя делали только устные замечания. Даже если человек постоянно нарушал стиль одежды, больше никаких мер к нарушителям не применялось. Я часто выбирала "неправильную" одежду и моим оправданием всегда было: "Извините, у меня всё в стирке". Мои друзья отвечали также, и к 11-му классу учителя стали меньше обращать внимание на то, как мы одеваемся. Конечно, мы не наглели, но в рубашках ходили единицы.
На сумки, волосы, ногти, аксессуары никаких ограничений не было. Только личное отношение каждого учителя могло отличаться, но это уже особенности и вкусы людей, с которыми мы просто примирялись.
Иногда были "свободные дни", когда можно приходить без формы. Это было связано с праздниками или экскурсиями после уроков.

Лично для меня, наличие формы – это отсутствие разнообразия. Когда приходишь в магазин, то сразу делишь одежду: "это я надену в школу," "это я надену после школы". Мне очень надоедало выбирать рубашки и блузки, которые в то время мне даже не нравились как обязательный элемент одежды. Почти всем надоедала форма, хотя она была у нас и не особенно строгая. Но мне кажется, это всё-таки учит какой-то дисциплине, даёт понимание с ранних лет, что для каждого места есть определенный дресс-код»,  –  считает жительница мегаполиса.

Текст: Ксения Сорокина

 

Комментарии