Фото: "Фактор News"
Жительница Петрозаводска с инвалидностью выживает в разваливающемся доме. Фото

Жительница столицы Карелии Светлана – инвалид 2 группы. Пенсионерка с трудом передвигается по квартире с помощью ходунков. Дом, в котором она живёт, ветшает на глазах. Несколько лет назад в квартире напротив произошёл страшный пожар: погиб ребёнок.

Практически всю жизнь петрозаводчанка прожила в неблагоустроенном восьмиквартирном доме, расположенном в микрорайоне Ключевая.

Год назад у женщины случился инсульт. Пенсионерка была дома одна. Всполошилась соседка: «Там, по-моему, Светланка упала, что-то случилось».

С ещё одним жителем дома соседка пришла, чтобы убедиться, что всё в порядке. На полу лежала Светлана...

Впоследствии врачи диагностировали перелом шейки бедра. По словам пенсионерки, после инсульта началась череда больниц – одна, вторая, потом привезли домой.  На какое-то время Светлана оказалась прикована к кровати. Сейчас сама ходит по дому, может приготовить простую еду, речь восстановилась не полностью.

«Врачи мне говорят – «Вы умница, что сами ходить, что-то делать пытаетесь». Я ведь вообще все время лежала, встать не могла. Стараюсь двигаться. А раньше активная была, спортом занималась. Теперь совсем не то», – поделилась горожанка.

В основном женщине помогают специалисты социальной службы: приносят воду, моют полы, покупают продукты, помогают мыться, даже стригут ногти. Дети живут в другом городе, работают, уезжать из родного Петрозаводска Светлана не хочет. Несколько раз ей предлагали переехать в интернат, но человеку, который всю жизнь прожил в своем доме, такое решение принять не просто, написала добровольный отказ. Дома есть дома.

«Если бы как раньше, а то говорить не могу, передвигаюсь с трудом. Бывает, что ни одного слова выговорить не получается, будто всё куда-то ушло. Мне с людьми сложно будет общаться. Я уж лучше как-то сама», – признаётся пенсионерка.

Отдушин мало. На кровати  у Светланы лежит старенькая книга с желтоватыми страницами – произведения Булкова: «Мастер и Маргарита», «Белая гвардия»… Пенсионерка рассказала, что знает всё почти наизусть.

По образованию она филолог, какое-то время работала в школе учителем русского языка и литературы, но недолго, потом стала домохозяйкой – дети, семья, зарабатывал муж.

Теперь пенсия небольшая, часть денег уходит на таблетки, недуг не отпускает. После приступа жизнь иногда видится в тёмном свете.

«Бывает, что никаких сил больше нет. Кажется, всё… Ни есть, ни пить не хочу», –  сообщила пенсионерка. А на старых чёрно-белых фотографиях Светлана танцует, когда-то давно танцы были частью её жизни.

По сыновьям женщина скучает.

«Вот он – мое солнышко», – говорит петрозаводчанка, показывая на разноцветного грустного клоуна, напоминающего о сыне, который сейчас не может быть рядом. Сын связал свою жизнь с профессией артиста, поэтому такие ассоциации.

В квартире у женщины несколько комнат, использует она только одну.

Видно, что кухней никто давно не пользовался, полы под ногами прогибаются и протяжно поскрипывают, в туалет страшно зайти.

 В единственной обжитой комнате – нагромождение вещей. Светлана извиняется: «Вы понимаете, я далеко не могу ходить, извините, что так».

На кресле – посуда, чай, продукты, рядом пакеты с нестиранным бельем, телевизор, маленький холодильник, микроволновка, посуда, шкафы, табуретка, инвалидная коляска, ходунки.

Туалет дачного типа находится в этой же самой комнате, на полу также стоит синий таз – «банный».

Моется Светлана с помощью соцработников в этой же самой комнате – ну, насколько можно помыться в таких условиях. Для тепла в комнате стоят два обогревателя – в холодное время года они работают практически круглосуточно.

На улицу Светлана выходит, доходит до лавочки при помощи ходунков и дышит свежим воздухом. Уходить со двора боится.

 «А вдруг приступ, с ногами что-то приключится. Я же потом не встану», – делится опасениями женщина.

Когда снег или слякоть, от прогулок во дворе приходится отказываться. В гололёд дорожки песком тоже никто не посыпает.

 Двухэтажный дом, где живёт Светлана, исключен из программы капитального ремонта в 2019 году, управляющие компании от него отказались. Дом считается аварийным. В 2010 там произошёл чудовищный пожар. Погибла девочка, отравилась угарным газом, несколько человек получили серьёзные ожоги. Причиной пожара стало короткое замыкание.

Светлана – последняя из старожил, живущих в многострадальном доме. Очень может быть, что доживать свой век ей придётся в условиях, далеких от комфорта. На расселение надежды мало – расселение и снос  аварийного дома запланированы на конец декабря 2029 года. Пенсионерке в этом году исполнится 65 лет. Придётся очень постараться, чтобы получить заветные ключи и хотя бы после 70-ти пожить в комфорте.

В пресс-службе городской администрации подтвердили, что в действующую программу расселения  указанный дом не включен, в адрес администрации с заявлением о предоставлении маневренного фонда никто не обращался. Помоги себе сам.

Фотографии: «Фактор News»

Текст: Ксения Сорокина

Комментарии