Открытие границы с Суоми зависит от того, как российская сторона будет фильтровать беженцев на приграничный территориях
В прошедшие выходные, впервые за всю послевоенную историю, ни один человек не смог пересечь границу между Карелией и Финляндией, кроме поездных бригад: грузоперевозки через железнодорожный пункт Вайниккала по-прежнему действуют. Но все автомобильные пункты пропуска закрыты. Шлагбаумы опустились от Ленинградской области до севера Кольского полуострова, на всем протяжении границы.
Такого не было даже в пандемию: всегда оставалась возможность для маневра...
Читайте по теме: "Как в Финляндию переправили «застрявшего» в Карелии ребенка".
Причины этого хорошо известны, хотя трактуются по-разному. В ноябре выходцы из Африки и Ближнего Востока вдруг начали буквально штурмовать финляндские МАППы, за неполный месяц их было порядка 500 человек. Финны обвиняют Россию в том, что это наше государство «подталкивает» мигрантов в их страну. Власти РФ это отрицают, да и объективных доказательств этому нет, или они не озвучены. Зато наши коллеги с портала «Фонтанка» нашли подтверждение тому, что волну нелегальной эмиграции организовали «торговцы людьми».
Характерный пример – ситуация на МАПП «Люття»-«Вартиус» под Костомукшей. Мы подробно описывали, как развивались события на этом участке границы.
Читайте по теме: «Как Костомукша переживает нашествие мигрантов», видео
В результате случилось то, что и должно было случиться: финны границу закрыли. А спустя буквально несколько дней на сайте Костомукшского городского суда появилась информация о том, что там «…рассмотрено 57 административных дел об административных правонарушениях… в отношении иностранных граждан». Правонарушение у всех одно, часть 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ: нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации. Все эти граждане «признаны виновными в совершении административных правонарушений и им назначено наказание в виде штрафа в размере 2000 руб. с административным выдворением за пределы Российской Федерации».
То есть как минимум 57 человек, не имеющих права находиться не то что в приграничной Костомукше – вообще в стране! – вдруг были пропущены на территорию городского округа. Как такое могло произойти? Этот вопрос задают даже не журналисты, а простые горожане.
Отсутствие документов у приезжих объяснилось самым простым образом. Как сообщил нам информированный источник, визы у всех задержанных были, то есть в РФ они попали легально. Просто эти визы были краткосрочными, истекали буквально на глазах, и за время «сидения под Костомукшей» закончились. И все приезжие враз стали нелегалами.
Другой вопрос – почему эти люди все-таки оказались в приграничном городе? Если вы заявитесь на российский пограничный пункт пропуска, неважно где – в аэропорту или непосредственно на границе – и попытаетесь выехать в страну, где нужна виза, которой у вас не имеется, вас развернут российские пограничники. Но на границе с Финляндией это явно не работало. Можно было бы сослаться на то, что речь шла о беженцах, но в Ираке, Индии, Сомали и Марокко нет никаких войн, и выходцев из этих стран никак нельзя назвать беженцами.
В защиту погранслужбы РФ мы должны напомнить историю 2015 года, когда между Россией и Евросоюзом были добрые доверительные отношения, и никто не собирался ссориться. Именно тогда в Норвегию со стороны России въехали 5 тысяч (!) велосипедистов, и все как один – беженцы из Сирии, где тогда шла война. Норги взвыли, потому что их самих всего 5 миллионов, и такой спортивный десант маленькая страна переварить уже не могла.
Потомки викингов начали активно упрекать Россию в том, что она пропустила мигрантов. Оказывается, изрядная доля этих самых беженцев до перехода границы долго и счастливо жили в РФ, поэтому статус беженца им уж точно не подходил. Наши в ответ разводили руками и задавали самый естественный вопрос: так зачем же вы их пустили? Внятного объяснения получено не было.
Повторимся: это было 8 лет назад, и тогда никому в голову не приходило назвать происходящее «спланированной акцией российских спецслужб». Но все меняется…
На сегодня, на наш взгляд, главным остается то, что ситуацию российские силовики все же взяли под контроль, и поток «беженцев» остановили. Теперь есть надежда, что это более не повторится, и МАППы вернутся к обычному режиму работы.
Ожидать этого позволяет совокупность факторов. Первое: от закрытия границы все только проиграли. Никто в связи с этой беспрецедентной акцией не заработал никаких очков. Не было массовых выступлений против финского беспредела, наоборот – россияне в очередной раз усомнилось в способности собственного государства держать ситуацию под контролем. Порвались семейные и предпринимательские связи, люди и бизнес несут огромные убытки по обе стороны границы.
Читайте по теме: «Закрытые границы с Россией добили финляндский городок магазинов для русских»
И ведь попасть в Финляндию из Карелии по-прежнему можно, с помощью эстонского транзита. Просто это значительно дольше и дороже.
Таким образом, «акция», если бы она и была, потеряла какой-либо смысл.
Второе: истории с оштрафованными и высланными мигрантами не скрываются, освещаются в прессе достаточно широко, и наверняка стали известны потенциальным соискателям убежища. То есть они получили представление о том, что их ожидает на самом деле: не европейские райские кущи, а штраф и депортация.
Третье: финны в ускоренном порядке принимают поправки к законодательству, которые позволят остановить поток мигрантов без закрытия границ. Об этом 30 ноября сообщило финское издание yle.fi.
Поясним. Попросить убежища в Финляндии можно только на территории Финляндии. infofinland.fi При этом у вас должны быть веские причины для этого. Но и без них сегодня нелегал может прожить в Суоми примерно год, пока будет получать отказы и обжаловать их.
Уже к Рождеству финны готовы принять закон о так называемой пограничной процедуре. Когда он начнет работать, решение о дальнейшей судьбе мигранта будет приниматься прямо на границе, без отправки приезжего вглубь страны. «Любое заявление о предоставлении убежища, которое считается необоснованным, должно быть рассмотрено в ускоренном режиме в течение четырех недель с момента его подачи. Заявитель обязан дождаться этого времени в приемном центре, расположенном на границе или вблизи нее».
Таким образом, если эта система заработает, полное закрытие пунктов пропуска тоже теряет смысл. По крайней мере, с точки зрения обывателя. Но политику делают не обыватели…
Текст: Максим Берштейн
Комментарии