Мы посмотрели договор, который предлагают подписать карельским «маршрутчикам», и выяснили, что их не устраивает
На прошлой неделе мы рассказали о серьезной проблеме, сложившейся в одном из карельских районов в транспортном сообщении со столицей региона.
Читайте по теме: «Транспортные проблемы Суоярви больше напоминают катастрофу»
Как выяснилось спустя пару дней, проблема эта ширится и углубляется: теперь в той же ситуации, что и обслуживающее перевозки с Суоярви частное предприятие, оказались перевозчики, гоняющие автобусы в Костомукшу, Беломорск, Сортавала, Вяртсиля, Питкяранту. На очереди, похоже, и все остальные.
Внимание на объявление, появившееся на автовокзале Петрозаводска в минувшую субботу, обратил «Петрозаводск транспортный»:
Откуда будут стартовать эти рейсы, предлагалось узнавать непосредственно у перевозчиков. Наши коллеги связались с предпринимателями, и вот что выяснили:
«Хотя у них имеются пока еще действующие договора с автовокзалом (ГУП РК „Карелавтотранс“), автовокзал предложил им перезаключить договора на новых условиях;
— ряд условий в присланных им проектах новых договоров, эти перевозчики полагают неприемлемыми для себя и даже употребляют термин „кабальные“;
— некоторые из этих условий перенаправляют финансовые потоки (выручку от продажи билетов) почти полностью через автовокзал».
Нам также удалось переговорить с «частниками», оставшимися за бортом петрозаводского автовокзала, и заглянуть в пункты договора, который так их не устраивает. По большому счету, все свелось к двум пунктам, но и сама процедура перезаключения договоров возмутила предпринимателей.
Напомним: практически у всех частных перевозчиков договоры с автовокзалом еще действуют. Правда, заключены они на обслуживание в зоне железнодорожного вокзала. Но 30 ноября руководство «Карелавтотранса» разослало контрагентам новые договоры, а заодно уведомления о расторжении старых.
Как рассказали нам в трех транспортных компаниях, новые договоры по сути были просто «вордовскими» документами, без подписей и печатей. Перевозчики решили, что это некий макет, в который можно вписать нужные пункты и убрать ненужные. А последних оказалось немало.
Чего только стоит параграф, разрешающий «Карелавтотрансу» менять стоимость услуг в одностороннем порядке. Или штрафные санкции за нарушения, которые совершил пассажир. Или плата за обслуживание автовокзалом каждого пассажира, причем в зависимости от дальности его рейса. До 200 км — 15 рублей за «голову», на большее расстояние — 32 рубля. Перевозчики недоумевают: какая разница, в какую даль собрался человек? Почему стоимость разная?..
Еще пункт: вознаграждение за осуществление вокзального, диспетчерского и перронного обслуживания автобуса и экипажа, в размере 357 рублей за рейс. Как нам объяснили, на деле это плата «за ведомость». То есть диспетчер перед выходом автобуса на маршрут распечатывает и передает водителю документ, в котором перечислены все купившие билеты пассажиры. И это стоит 357 рублей, если расстояние менее 200 километров — опять же меньше, и опять же непонятно, причем тут километраж.
Отдельный негатив у перевозчиков вызвало введение платы за «отстой». То есть автобус, приехавший из района на автовокзал, в ожидании обратного рейса может воспользоваться местом для стоянки, но за 150 рублей в час (первый час бесплатно). Как нас заверили, такого правила отродясь не существовало. За что платить, если предприятие не несет абсолютно никаких расходов, территория огромная? Нет, и в былые времена деньги за хранение автобуса брали, но только за ночное пребывание или на несколько дней. О том, чтобы требовать плату с перевозчиков за межсменную стоянку, речи никогда не шло.
Впрочем, как честно признался нам один из предпринимателей, все эти условия можно было бы принять, за исключением одностороннего изменения расценок. Но камнем преткновения стала продажа билетов. По сути «Карелавтотранс» решил монополизировать этот вид услуг в республике.
Сегодня билеты на междугородние рейсы по Карелии можно купить на многих электронных площадках. У них заключены агентсткие соглашения с перевозчиками. То есть вы покупаете билет в интернете, и площадка автоматически перечисляет деньги перевозчику, взяв свой процент. «Карелавтотранс» решил эту систему переформатировать: согласно договору, полученные за билеты деньги будут перечисляться не перевозчику, а ему. А уж он потом будет рассчитываться с предпринимателями. Все электронные площадки становятся агентами только петрозаводского автовокзала.
Когда «частники» поняли, чего хочет государственное предприятие, их возмущению не было предела. В договоре, конечно, указаны сроки, когда средства должны перечисляться перевозчику, но предприниматели уже научены горьким опытом: звонишь в «Карелавтотранс» с вопросом, где деньги, а там отвечают, что их нет. Субсидию не дали, пришлось потратить на первоочередные нужды. Звоните завтра.
Дальше можно судиться, но на какие шиши заправлять автобусы и платить зарплату водителям и механикам? Ведь плата за билеты — единственный источник дохода предприятия такого профиля. Более того: абсолютное большинство внутригородских маршрутов в районах Карелии убыточны, и поддерживать их перевозчики могут только за счет маршрутов межмуниципальных. Пойти на такое соглашение равносильно экономическому самоубийству.
Кроме того, предлагаемое изменение на пустом месте взвинтит стоимость билетов из Петрозаводска. Вы приходите на автостанцию в райцентре и покупаете билет до столицы региона, он обойдется вам, скажем, в 750 рублей. Но вы хотите приобрести сразу и обратный билет – а вот он будет стоить уже 850 рублей. Потому что билеты из Петрозаводска можно купить только через петрозаводский автовокзал, который «вписывает» в его стоимость интернет-обслуживание. По сути, никакой дополнительной услуги не оказывается, а на деле билет стоит заметно дороже.
Но «Карелавтотранс» пошел еще дальше. Он потребовал права контролировать межмуниципальные рейсы от Петрозаводска до первой остановки на маршруте. То есть автобус, который идет в Сортавала, первый раз останавливается в Пряже. На этом перегоне сотрудник «Карелавтотранса» имеет право в любое время его остановить — в буквальном смысле махнув жезлом — и проверить билеты у пассажиров, не купили ли они его, минуя автовокзал и его агентов. И если купили — штраф перевозчику. Если купленный билет передали другому лицу — штраф перевозчику. Если водитель подобрал по пути пассажира и продал ему билет — штраф перевозчику.
Но пострадают в первую очередь все-таки пассажиры. Именно они будут лишены возможности дожидаться своего рейса в теплых помещениях нового автовокзала, который с такой помпой презентовали недавно республиканские власти, и которые теперь непонятно для кого построены. И люди это прекрасно понимают — об этом свидетельствуют комментарии в паблике «Петрозаводск транспортный» (стилистика сохранена):
«Ещё до закрытия автовокзала на ремонт рейсы ИП Данилкин Кондопога — Петрозаводск стали отправляться и прибывать на жд вокзал из-за условий договора. И сейчас осталась та же ситуация. Но проблема в том, что если запретят стоянку междугородних рейсов у жд вокзала, и перевозчики уйдут с рынка, то районы останутся без междугороднего сообщения. Потому что ГУП „Карелавтотранс“ не сможет обеспечить нужное количество рейсов».
«Если частным перевозчикам выкрутят руки и заставят на кабальных для них (по цене обслуживания) условиях заключить договор с Карелавтотрансом, всё это будет заложено в стоимость билетов. И кто от этого пострадает? Правильно пассажиры».
Вот, собственно, по этим причинам «частники», скорее всего, откажутся от услуг петрозаводского автовокзала. Потому что, по их мнению, в жарких объятиях «Карелавтотранса» вполне можно задохнуться. Впрочем, первый шаг в этом направлении сделало само предприятие: поводом для удаления нескольких перевозчиков с автовокзала стало якобы неподписание высланного договора. В редакции имеются убедительные доказательства того, что никакого договора и не было: обычный текстовый файл без подписей и печатей назвать документом нельзя.
Примечательно, что просто сесть и обговорить спорные моменты, найти компромиссы руководство «Карелавтотранса», по словам перевозчиков, отказывается на отрез. Все в ультимативной форме, все безапелляционно, обсуждению ничего не подлежит.
Остается непонятным, какую выгоду поимеет автовокзал от расставания с «частниками»: вместо того, чтобы зарабатывать немного, но стабильно, он не будет получать вообще ничего. И это если его не накажет Федеральная антимонопольная служба, куда подготовили обращение частные перевозчики.
Мы следим за развитием событий.
Текст, фото: Максим Берштейн
Комментарии