"Фактор" поговорил с городским доставщиком о заработках в 150 тысяч рублей, поездках на велосипеде по неубранному Петрозаводску и прочих особенностях курьерского ремесла.
Кирилл Мелентьев работает курьером в Петрозаводске пятый год. Он начинал еще в пандемию, а сейчас трудится в нескольких сервисах. На сегодняшний день он доставщик со стажем, который знает почти всё о том, как в столице Карелии работает курьерская сеть.
Петрозаводский курьер рассказал корреспонденту издания "ФакторНовости" о 30-килограммовых сумках за плечами, зарплате "от нуля до 150 тысяч" и перцовых баллончиках в кармане доставщика.
- Кирилл, как вы оказались в доставке?
- Я оказался в доставке в 2020 году, когда ковид начался. Я учился, мне нужны были какие-то деньги, и вот я решил попробовать. Я учился в техникуме по направлению туризма. Меня позвал друг. В этой сфере есть всякие реферальные программы - "позови друга - и получи такую-то сумму". Он мне сказал: "Пошли, бонус сделаешь, не захочешь - не будешь работать". Я этот бонус сделал, втянулся и понеслось.
- Из чего состоит обычный день курьера? Как вы работаете?
- Чаще всего я работаю по 8 часов. Редко: 10-12 часов. У нас свободный график. Я чаще всего не планирую себе смены. Я просыпаюсь с утра. Если речь идет о "Яндексе", я смотрю, есть ли доступные слоты. Я беру себе слот и выхожу, например, с 10 до 14 часов. Потом я делаю себе "окно" в графике на часа два-три, чтобы передохнуть. И затем выхожу работать только вечером.
- Сколько заказов в день приходится выполнять?
- По-разному. Зависит от погодных условий. От того, будни это или выходные. Если брать в среднем, выходит 20 заказов за 8 часов спокойно. Это для велокурьера.
- Курьеры ездят на велосипедах, электровелосипедах, кто-то ходит пешком. Расскажите об этих нюансах.
- Доход отличается у пешего, вело-, электро- и автокурьеров. Еще и нагрузка может различаться. В "Магните" и "Пятерочке" пешие курьеры получают нагрузку как-то до 10-15 кг. А велокурьеры - уже до 25-30 кг, ну и по нарастающей идет. Еще это влияет на приоритет распределения. Понятно, что если ты на транспорте, то сможешь доставить все быстрее. Следовательно, тебе система работу и назначит. Зарабатывают больше автокурьеры. Может, еще электрокурьеры - на уровне авто. Потому что в некоторых сервисах электрокурьерам платят по ставке авто. Электровелосипеды люди арендуют. У нас в городе есть несколько сервисов аренды.
- Вы ездите или ходите?
- Я на обычном велосипеде передвигаюсь.
- По льду сейчас?
- Да, на грязевой резине. В целом, все нормально. Уже какой год.
- Расскажите, что самое сложное в этой работе?
Если говорить о самом сложном в зависимости от сезона, - это то, что город не чистят. Только это беда. А так, я уже, видимо, привык. Из-за этого сложности не ощущаются.
- Сколько километров приходится проходить за смену?
- Смотря какая доставка. В некоторых из них работаешь на ограниченной территории. Но все равно там можно намотать за те же самые 8-10 часов километров 40-60.
- Сколько в среднем получают курьеры в Петрозаводске?
- По пешим курьерам - не могу сказать. Вело-, электровело-, автокурьеры - от нуля до 150 тысяч рублей. Это зависит от того, как человек будет работать и сколько дней. Если брать среднюю зарплату, - это где-то в районе 60-80 тысяч рублей.
- Это средняя зарплата при какой нагрузке?
- 20-25 дней. То есть за 25 дней чистыми точно можно 80 тысяч рублей получить.
- "HeadHunter" сообщал, что в начале этого года карельские работодатели предлагают курьерам зарплату в размере 127,5 тыс. рублей в месяц. Это вообще реально?
- Это реально, если работать каждый день. Без выходных. Тот же самый "Самокат" берем. Мы знаем, какая там оплата у курьеров выходит за день. Мы общаемся с некоторыми из них. 16 часов и 30 дней подряд - пожалуйста, будет 150 тысяч рублей в кармане.
- Какие подводные камни есть в этой работе?
- Некоторые люди не могут втянуться, так как в некоторых доставках оплата за заказы копеечная. Платят реально копейки и человек берет только количеством. Человек делает заказ и видит, что у него оплата вышла: 100 рублей. И у него руки опускаются. Где-то есть четкие тарифы, а где-то - свои определенные тонкости.
- Вы втянулись в эту работу полностью или хотите ее в дальнейшем менять?
- Я пока планирую еще оставаться - ближайший год точно. Но тарифы не меняются уже в течение года. Тарификация практически нигде не поменялась. Потихоньку это становится невыгодно. Так как курьеры получают те же самые деньги, что и год назад.
- Вы весь день проводите с рюкзаком, на велосипеде или электровелосипеде, на льду. Как это ощущается?
- Работа достаточно тяжелая. Тут еще все зависит от людей - от того, как они физически подготовлены, как у них техника подготовлена. Например, есть ли у него багажник или нет его. А так, работа очень тяжелая, даже порой нервная. Тот же самый гололед. Ты едешь и думаешь: только бы не упасть, не навернуться за эти 140 рублей.
- Кто ваши коллеги? Кто в доставку приходит работать?
- Очень много людей. От подростков-школьников. Их раньше принимали на работу. Сейчас, как я понимаю, во многих компаниях идет жесткое ограничение на это, теперь только с 18 лет. Может быть, только в "Пятерочке" осталось. А так раньше сюда шли люди от 16 лет. И предела нет. Я знаю курьера, которому 56 лет: на обычном велосипеде катает.
- А что с клиентами? Они адекватны или нет?
- Мне пока везло. За столько лет неадекватов практически не было. Может, были один или два. Но это мне просто везет. Потому что есть курьеры, которые перцовый баллончик с собой носят.
Беседовал Александр Гнетнев
Комментарии