Фото: Аль-Риша Немич
Как женщины-архитекторы превратили разрушенный Петрозаводск в красивейший город

Историк архитектуры Елена Ициксон раскрыла тайны создания Петрозаводска.

Зачем архитектор Эмилия Тентюкова украсила колонны Дома офицеров сосновыми шишками? Откуда на стоматологической поликлинике «шляпка»? И почему эксперты увидели в доме на Карла Маркса мотивы «упаднической архитектуры»? Ответы на эти и другие вопросы искали участники прогулок с историком архитектуры Еленой Ициксон 21 и 22 сентября. 

Петрозаводск возрожденный 

Петрозаводск был освобожден от финской оккупации 28 июня 1944 года. Вошедшие в город солдаты Красной армии увидели печальную картину: большая часть деревянных домов сгорела, многие каменные постройки лежали в руинах. Власти Карело-финской ССР поставили амбициозную задачу: не только возродить Петрозаводск, но и придать ему торжественный, парадный вид столицы союзной республики. Большую роль в возрождении Петрозаводска сыграли женщины-архитекторы. Об их особенном взгляде на то, как должна выглядеть столица Карелии, Елена Ициксон рассказала во время прогулки, организованной образовательным проектом «Урбан Наволок». 

В первые послевоенные годы начальник управления по делам архитектуры Дмитрий Масленников начала приглашать в Карелию студентов-архитекторов, которые уже окончили или оканчивали учебу в крупных университетах страны. Среди молодых творцов, влюбившихся в северный край, была Эмилия Тентюкова, приехавшая в Петрозаводск в 1947 году. 

 


Елена Ициксон во время экскурсии 21 сентября. Фото Аль-Риши Немич

—  «Характер не бойцовский, таланта нет. Но проектировала с увлечением все, что попадалось: пристройки, надстройки, планировки, малые формы. В основном же проектировала жилые дома». Так очень очень скромно Тентюкова характеризовала саму себя в воспоминаниях, — рассказала Елена Ициксон во время прогулки 21 сентября. 


Эмилия Тентюкова в 1950 году. Фото из архива Елены Ициксон

По проектам Эмилии Андриановны были построены и перестроены десятки зданий в центре Петрозаводска. Один из символов послевоенного возрождения города — это Дом офицеров на Гоголя, 28 и расположенные рядом с ним жилые дома. Еще до революции в этом квартале расположился архиерейский дом, функционировала домовая церковь, в которой собирались горожане. В середине ХХ века дом перестроили, как бы поместив старое здание внутрь нового монументального строения с мощными колоннами. Верхушки колонн — капители — украшены не типичными греко-римскими акантовыми листьями, а близкими русскому человеку дубовыми листьями, желудями и сосновыми шишками. 


Дом Красной армии в 1942 году. Источник: SA-Kuva


Портик дома офицеров, сентябрь 2024. Фото Аль-Риши Немич

Такое переосмысление классической архитектуры — типичный прием для Эмилии Тентюковой. Во времена СССР бывший архиерейский квартал между современными улицами Гоголя, Горького, Анохина и Антикайнена перешел военному ведомству.

В 1930-е здесь появились несколько типовых кирпичных домов, в которых жили офицеры с их семьями. В своем почти первозданном виде до наших дней дошли лишь несколько зданий. Если зайти во двор дома на Гоголя, 22, то можно увидеть непривычный Петрозаводск. Неоштукатуренная кирпичная стена напоминает то ли дома начала ХХ века в Санкт-Петербурге, то ли жилые районы Нью-Йорка. На фотографиях времен оккупации видно, что все дома в этом квартале выглядели похожим образом.  

— Дом построен в 1934 году. Это стиль постконструктивизма, немного брутальный. Мы видим грубоватые русты, кирпичные выступы. Деревянные «сухарики» под крышей должны были быть оштукатурены, но этого не успели сделать, — объяснила Елена Ициксон.


Дома военного ведомства на улице Гоголя, 1942 год. Источник: архив SA-Kuva


Дом военного ведомства на Гоголя, 22. Сентябрь 2024. Фото Аль-Риши Немич

Стоящему рядом дому на Гоголя, 30 повезло меньше: во время войны в него угодила бомба. Оккупанты разобрали остатки дома по кирпичикам, оставив лишь фундамент. В начале 1950-х по проекту Тентюковой на месте развалин вырос новый дом. Его украсила лоджия с колоннами, а на стенах появилась лепнина с мотивами карельских узоров. Капители пилястр — настенных квадратных полуколонн — украсили еловые ветви и шишки.

Почти такой же дом встал напротив, на Анохина, 14. По высоте новые дома были такими же, как архитектурная доминанта — гарнизонный Дом офицеров.  

Почти целый квартал превратился в гармоничный ансамбль. Не безликий, но наполненный местными смыслами, отсылками к северной природе и народному искусству в деталях своего декоративного оформления.  

Национальное по форме, социалистическое по содержанию

Во времена неоклассицизма, особенно в 1940-е и 1950-е власти требовали от архитекторов учитывать специфику местности, в которой они работают:  

— Среди архитекторов советского союза была провозглашена формула: архитектура в регионах должна быть национальной по форме, социалистической по содержанию.  

Каждый из приехавших в Петрозаводск архитекторов по-своему трактовал эту идею. Зачастую речь шла о декоре зданий. В карельской традиции не было домов выше двух этажей, а современному городу нужны были могучие каменные здания со всеми удобствами. Для отражения местной аутентичности оставалось место на фасаде. Эмилия Тентюкова решила наполнить свои проекты отсылками к традиционному зодчеству и карельской природе. Еще дальше в этом направлении продвинулась Марина Старченко. 

— Марина Старченко приезжала из Москвы в Карелию еще во время летней практики с 1945 по 1948 года. Ее настолько поразило карельское зодчество, что она впитала это в себя и захотела работать в Петрозаводске, — рассказала о талантливой женщине Елена Ициксон.


Марина Старченко во время подготовки дипломного проекта в институте. Источник: личный архив Марины Старченко

Вячеслав Орфинский назвал стиль Старченко имманентный неотрадиционализм. Если говорить простыми словами, Марина Старченко пыталась перенести на новые здания национальный колорит Карелии. Это хорошо видно на примере офицерских домов на Гоголя, 14 и 18. Типичные для Карелии волюты над окнами, узоры в виде шишек и хвойных деревьев. Все выполнено с соблюдением классических принципов гармонии и соразмерности, но в каждой детали чувствуется любовь к Карелии, ее суровой природе и аскетичной красоте крестьянского жилища. 


Дом Марины Старченко на Гоголя, 14. Сентябрь 2024. Фото Аль-Риши Немич

Старые дома часто скрывают что-то интересное во дворе. Так в доме на Гоголя, 18 раньше располагалась гарнизонная поликлиника. На входе со двора сохранился барельеф чаша Гигеи — древнего символа медицины. Чердачное окно выполнено в форме шестигранника — снежинки. В сочетании с остроконечной крышей эта деталь придает дому северный колорит.


Дом Марины Старченко на Гоголя, 18. Сентябрь 2024. Фото Аль-Риши Немич

Не все коллеги были в восторге от творческого видения молодого архитектора. На градостроительных советах Марину Старченко обвинили чуть ли не в подражании архитектуре модерна за проект дома на Карла Маркса, 22. Модерн – популярный стиль архитектуры конца XIX – начала XX века. В советское время этот стиль считали буржуазным и упадническим. Сравнение возникло из-за того, что в проекте Старченко были гибкие формы и обилие цветочного орнамента. 


Дом Старченко, начало 1960-х. На переднем плане стоит здание почтового дома, построенного в конце XVIII века. Источник: Национальный музей республики Карелии, автор В.И. Яковлев


Дом Старченко на Карла Маркса, 22. Сентябрь 2024. Фото Аль-Риши Немич

Конечно же, никакого модерна в доме Старченко на Карла Маркса нет. Зато присутствуют все те же карельские наличники, декор в виде растений и очень интересная попытка обыграть острый угол, возникший на пересечении улицы Дзержинского и проспекта Карла Маркса. Сегодня это одно из самых запоминающихся зданий проспекта и Петрозаводска в целом. И ничего упаднического в нем нет, наоборот, ощущается жизнь и стремление к обновлению. Расстраивает только некачественный ремонт со стороны проспекта.  

Борьба с излишествами и упадок архитектуры  

В конце 1950-х началась «борьба с излишествами». Жилья не хватало, нужно было срочно расселить людей из деревянных бараков и землянок. Архитектурные проекты начали упрощаться и удешевляться. Но даже в такой ситуации архитекторы находили место для творчества. 

—  На Свердлова, 20 стоит первая специально построенная поликлиника. До 1957 года городская поликлиника размещалась в бывшем госпитале Александровского завода, нынешней стоматологической поликлиники.


Первая поликлиника. Сентябрь 2024. Фото Аль-Риши Немич.

Пожалуй, это самое аутентичное медицинское здание города. Карниз крыши поддерживают кронштейны с украшением в виде еловых веток. В нишах под свесом карниза можно обнаружить снежинки. 

Само здание облицовано темно-коричневой керамической плиткой. Как объяснила Елена Ициксон, в конце 1950-х в Петрозаводск пришла большая партия этой плитки. Ее монтировали сразу в процессе кладки дома. В отличие от современного керамогранита, она до сих пор держится как на поликлиннике, так и на многих жилых зданиях того времени. 

Секрет интересной архитектуры заключается в особых отношениях между властью и архитекторами. Градоначальники середины ХХ века прислушивались ко мнению экспертов в области архитектуры: 

— Архитектор тогда очень много значил. Во времена Масленникова протоколы архитектурных советов совещаний совета архитекторов утверждались Советом Министров Карело-Финской ССР. Их позиция решения не подлежала изменению, — объяснила Елена Ициксон.  

После упразднения союзной республики роль архитекторов начала падать, но не исчезла полностью. Сохранилась роль главного архитектора города, проекты зданий утверждал градостроительный совет. Правда, типовые дома строили целыми микрорайонами, а рядом со «сталинками» начали вырастать безликие дома из силикатного кирпича. Но даже в тех условиях архитекторы имели право на творчество.  

Когда Елена Ициксон работала в Карелпроекте в 1980-е, ей поступила задача спроектировать пристройку стоматологической поликлиники на Гоголя. Нужно было вписать типовое медицинское здание тех лет в окружение исторических зданий. Ициксон нарисовала панораму улицы. Чтобы пристройка не казалась серым ящиком, добавила крышу для технического этажа. Конструктор Александр Брыгин спроектировал каркас. Крышу решили облицевать железом. Здание визуально «просело», перестало так выделяться на общем фоне окружающей застройки со скатными кровлями. 

— Когда проект увидел министр здравоохранения, то декор фасада новой поликлиники напомнил ему портфель с замками. А моя знакомая, увидев здание, сразу поняла, кто его проектировал. «Ты любишь ходить в шляпке, и на здание надела шляпку», — улыбаясь вспоминает Елена Ициксон.


Новое и старое здание стоматологической поликлиники. Сентябрь 2024. Фото Аль-Риши Немич

Новое здание поликлиники отличается по стилю от окружающих построек, но не выделяется так сильно, как это делают новостройки. Достаточно посмотреть на новый офис, стоящий рядом со стоматологией. Он совершенно не вписывается в окружающую городскую среду и даже не пытается гармонировать с ближайшими зданиями. То же самое можно сказать про другие новые здания в старых районах города.  

— Сейчас другой стиль. После Великой Отечественной войны соблюдался принцип ансамблевости застройки. Сейчас застройка идет индивидуально, каждый архитектор заявляет только о себе. Никакого планирования нет. Поскольку нет главного архитектора и градсовета, никто не скажет современным авторам, что так делать не нужно, — подвела итог истории петрозаводской архитектуры.  

С 2017 года в Петрозаводске нет должности главного архитектора. Власти города пытались восстановить эту должность, но желающих пока не нашлось. Собственники, выкупающие землю, делают со своими зданиями и участками земли все, что заблагорассудится. В середине сентября 2024 появилась информация о том, что собственник собирается снести ДК Машиностроитель. Нет инструментов, которые могли бы повлиять на собственников или хотя бы побудить их проектировать новые здания вместе с архитекторами.  

Несмотря на печальную картину, большинство участников остались довольными после прогулки с Еленой Ициксон.  

— Я люблю Петрозаводск, изучаю его историю. Чем лучше я узнаю город, тем лучше понимаю его. И осознаю, что нужно реставрировать дома. Не красить, а именно восстанавливать, – сказала участница прогулки Ольга Букина.  

—  Я потрясена тем, что у нас есть дома, созданные, как жемчужины. Я никогда не обращала особого внимания на детали, а они просто изумительные. В них отражено столько культурного наследия нашего народа. Мы можем гордиться уникальностью нашего города, благодаря нашим архитекторам, — считает другая участница прогулок Людмила Риккиева. 

"ФакторНовости"

Комментарии