Земляк и соратник инженера, возродившего пушечный завод в Петрозаводске, тоже немало сделал для нашей страны
Имя Чарльза (Карла Карловича, как его называли в России) Гаскойна теперь известно каждому петрозаводчанину. Во многом благодаря памятнику, установленному в столице Карелии этому шотландскому инженеру, возродившему Александровский завод.
Пора рассказать о не менее интересных людях, которые работали с этим выдающимся человеком.
Еще со школьной скамьи мы знаем, что первый пароход изобрел американец британского происхождения Роберт Фултон в 1807 году. Он назывался «North River Steamboat» что можно перевести как «Пароход Северной Реки», и ходил из Нью-Йорка в Олбани.
Пароход Фултона «North River Steamboat», позднее названный «Клермонт»
Судна давно уже нет, а вот другое изобретение инженера сохранилось и до наших дней, причем в России. Это Зеленый (Полицейский) мост через Мойку в Петербурге, построенный в 1806 году шотландским архитектором Вильямом Гесте (William Hastie) по проекту Фултона, разработанному им еще в 1793 году.
Гесте приехал в Россию в 1784 году в числе 73 шотландских ремесленников, откликнувшихся на объявление в эдинбургской газете. В нем Чарльз Камерон, архитектор Ее Императорского Величества Екатерины II, приглашал «кузнецов, каменщиков, мастеров кирпичной кладки и сводов» для работ в Царском Селе.
В России молодой шотландец получил скромную должность «младшего каменщика», а по сути — чертежника. Через три года из этой группы осталось всего 23 человека, но Гесте не уехал домой, а подписал с Конторой строений Царского Села новый контракт. Теперь он получал: 350 рублей годового жалования; казенное жилье; 15-часовой рабочий день с двумя перерывами по два часа на завтрак и обед, и 30 рублей на обратный проезд в Шотландию.
Дом Ф. Каноббио в Царском Селе. Архитектор В. Гесте. Фото: ok.ru
Последний пункт контракта Вильяму Гесте, которого уже стали по-русски величать Василием Ивановичем, не понадобился: сама Екатерина оценила его способности, возведя в 1792 году чертежника в звание архитектора, и ввела «в подчинение Кабинета Ее Императорского Величества».
Национальность Гесте должна насторожить любителей истории Петрозаводска, невольно вызвав ассоциацию с другим великим шотландцем — Чарльзом Гаскойном. И действительно: они прибыли в Россию с разницей в один год, но успели ли познакомиться — неизвестно. Дело в том, что Гаскойна императрица отправила на север, реконструировать наш Александровский завод, а Гесте на юг — губернским архитектором в Таврическую (ныне Крым) и Екатеринославскую (Днепропетровская область) губернии.
За четыре года работы на юге Гесте построил несколько церквей, выполнил рисунки и описания мечетей в Евпатории и Каффе, срисовал панорамные виды крымских городов, разработал проект хирургической академии для Екатеринослава (город Днепр). В Крыму он составил обмерные чертежи изрядно обветшавшего Ханского дворца в Бахчисарае. Эти прекрасно выполненные фиксационные рисунки использовались при последующих реставрациях.
В 1803 году Гесте и Гаскойн наконец-то встретились в Петербурге, и архитектор под руководством инженера стал проектировать корпуса Ижорских заводов. Именно у Гаскойна он получил навыки работы с металлом, что пригодилось ему в доработке проекта фултоновского моста. Шотландец, опираясь на идеи американца, разработал новый тип моста, в основе которого лежал простой в производстве модуль в виде прямоугольного чугунного «ящика» с бортами. Набор из таких конструкций позволял возводить мосты любой протяженности.
Первый — Зеленый (Полицейский) мост через Мойку (1806) был построен Гесте совместно с другим шотландским инженером — Чарльзом Бердом (Charles Baird), и стал образцом для возведения подобных сооружений.
Полицейский мост сегодня. Фото: walkspb.ru
За ним в 1806–1818 годах последовали Красный, Синий и Поцелуев мосты, а также Александровский и Новомосковский, переброшенные через Обводный канал.
С 1808 года Василий Иванович Гесте служил городским архитектором Царского Села, а спустя два года параллельно был назначен, по сути, главным архитектором России. Он возглавил экспертно-проектное бюро Строительного комитета МВД империи «по рассмотрению и переделыванию городовых планов по всему государству». С сего момента проект генплана развития самого захудалого городка должен был получить в бюро конфирмацию, сиречь — утверждение.
Умер архитектор в 1832 году, и был похоронен в ставшем родным ему Царском Селе. И вот трагическое совпадение в посмертной истории этих великих людей. В Петрозаводске большевики снесли могилу Гаскойна, в Царском Селе — Гесте…
Не сохранились и ни одного изображения архитектора. Хотя на сайте Всероссийского добровольного пожарного общества можно увидеть «портрет Вильяма Гесте» — изобретателя выдвижной пожарной лестницы (и это действительно так). Но при подробном рассмотрении он как две капли воды похож на сэра Вильяма Питта-младшего — премьер-министра Великобритании с 1783 по 1800 годы кисти художника Томаса Гейнсборо.
Премьер-министр Великобритании Питт в роли архитектора Гесте. Фото: ВДПО.РФ
И теперь этот «Гесте-Питт» кочует по просторам интернета…
Текст: Александр Трубин
Комментарии