Константин Баркалов – петрозаводский музыкант, более 8 лет создающий синтезаторы под брендом SynthCone. Узнали у мастера, как электричество превращается в музыку и чем прекрасен гудящий и неритмичный шум.
Как электричество становится музыкой
Мастер шумовых синтезаторов Константин не ходил в музыкальную школу. Но музыка всегда сопровождала его. Будучи младшеклассником Костя выпилил из фанеры гитару и натянул на нее струны из проволоки. Подростком начал участвовать в музыкальных джемах — встрече исполнителей, импровизирующих на заданную тему.
После очередного джема в 2016 году я открыл для себя шумовую музыку. Мне захотелось сделать синтезатор. До этого я использовал приложение на телефоне. Тогда я начал искать информацию, как это сделать. Большинство знаний почерпнул из интернета, и до сих пор продолжаю самостоятельно изучать мир синтезаторов и шумовой музыки

Уже больше 8 лет Константин собирает синтезаторы, эффекты, музыкальное электронное оборудование для создания необычных звуков. Его мастерская SynthCone, место, где рождается гудящая музыка — заставлена коробками с платами и транзисторами, корпусами и готовыми инструментами. Находится мастерская в индустриальном районе Петрозаводска. Из окна виден кусок Онежского озера. Атмосфера места подходит характеру творчества, соединяющему в себе черты музыкального поиска и работы радиоинженера.
Создание синтезатора — длительный и кропотливый процесс. Сначала нужно начертить принципиальную схему и по ней создать печатную плату. Затем разработать внешний вид аппарата. Спаянный и собранный синтезатор — это деревянная коробочка с ручками и тумблерами, которыми управляет музыкант.
Сначала у меня должна возникнуть идея синтезатора: как он должен выглядеть, как звучать. Потом я начинаю подбирать модули, рисую схему, по схеме — печатную плату и дизайн. Затем делается пробный образец. Я его тестирую, исправляю, пока синт не будет звучать так, как я себе представлял
Незнающий человек не сразу поймет, что перед ним музыкальный инструмент. У многих «синтезатор» ассоциируется с габаритным клавишным устройством, хотя клавиши в таком инструменте вовсе не главное:

— Клавиши — это просто орган управления. Синтезатор может выглядеть по-разному. Синтезатор происходит от слова «синтез». Это в первую очередь устройство, которое генерирует звук при помощи электричества. Простой генератор звуковой волны — осциллятор — это уже синтезатор, — говорит мастер.
Как и с более «традиционными» музыкальными инструментами, принцип работы синтезатора объясняется физикой:
— Звуковую волну генерирует осциллятор. Когда мы на гитаре дергаем струну, струна двигается в форме синусоиды. Осцилляторы могут генерировать волну разной формы — синусоидную, треугольную, прямоугольную, — объясняет Константин.

Для создания необычной музыки мало одного осциллятора. В стандартный набор синтезатора входит генератор низкочастотных волн, фильтр, секвенсер много других модулей. Все зависит от задачи устройства и фантазии мастера Когда музыкант садится за синтезатор, он крутит и переключает тумблеры, тем самым манипулируя параметрами синтезатора. Генерируются формы звуковых волн, которые звучат для нас, как причудливая и внеземная музыка.

Модулей, из которых может состоять синтезатор, очень много, у каждого есть свои параметры, которые можно регулировать, изменять
Волны, гул и барабанная петля: звучание синтезаторов
Константин показывает свой рабочий стол, на котором разложены несколько синтезаторов. У каждого свое звучание и задачи.
—Вот это Breeze, аналоговый терапевтический синтезатор на основании генератора белого шума, — мастер показывает на небольшую деревянную коробочку, — Он был сделан по индивидуальному заказу музыканта из проекта DEFEKTOSCOPE FOR THE CULT. Я доработал его идею, добавив гранулярные шумы, создающие потрескивания, похожие на виниловые пластинки и звук костра. Синтезатор создает нарастание и спад шума, будто звук прилива.

«Бриз» включается, и нас окружают звуки природы: шум прибоя, треск костра. Простой электрический сигнал создает музыкальную иллюзию для релаксации.
Синтезатор Breeze за работой
Следующий на очереди — синтезатор «Тритон», сделан по заказу музыканта Сергея Фрида:
— Ему нужен был низкочастотный бас. Я сделал ему бас-синтезатор на заказ, Сергей теперь использует его на записях.

В противовес «Тритону» и лежащему рядом шумовому «Мутабору», маленький PicoCore позволяет записывать и зацикливать барабанные петли, играть ими. На профессиональном языке такие петли называются «лупы», от английского loop – петля.
В зависимости от запроса и фантазии музыканта, все перечисленные синтезаторы можно соединить между собой, накладывая эффекты в неожиданных комбинациях.
Игра на нескольких синтезаторах
Музыка не по нотам
Создание синтезаторов — основная работа Константина. Музыку для себя он почти не пишет, но периодически ездит на живые выступления. Начиная с 2018 года, Константин собирает сумку с синтезаторами и едет на «Гудельную поляну» в Ленинградскую область. Окружив себя проводами и синтами, он запускает сплошную волну звука.
Заказчики карельского мастера – такие же любители экспериментальной электронной музыки со всей России. В последние годы заказов стало так много, что музыканты месяцами ждут инструменты.

Константин — мастер в довольно узкой области. Он создает синтезаторы, которые не должны звучать правильно:
— Шумовые синтезаторы не обязаны играть по нотам. Они существуют для того, чтобы делать необычные звуки. Я могу поменять в нем какие-то компоненты, но он останется инструментом для странной музыки. Мой слоган — вначале был шум.
Комментарии