Фото: Фактор
«Страшное — это субъективный критерий»

Почему психиатр-нарколог из Петрозаводска пишет страшные истории.

Анна Одинцова — психиатр-нарколог и ведущая просветительского блога о ментальном здоровье. Но кроме профессиональной и просветительской деятельности Анна пишет произведения на стыке фантастики и ужасов. Ее дебютный роман «Серая мать» (16+) издало крупнейшее издательство АСТ, сама книга стала лауреатом премии «Рукопись года». Мы поговорили с автором и узнали, нормально ли любить страшные истории, сложно ли написать первый роман и как с помощью истории о потусторонних чудовищах говорить с читателем на сложные темы.

«В школе литература была моим нелюбимым предметом»: как Анна пришла к писательству

 

 

 

Когда мне было 5-6 лет и я еще не умела писать, у меня была тетрадка, в которой я рисовала волнистые линии, будто что-то писала. Потом подходила к маме и говорила: мама, я прочту тебе новый рассказ!

— Анна Одинцова

Сочинять истории Анна Одинцова начала еще в детстве. В начальной школе она сочиняла сказки о приключениях семейства собак.

 — В классе пятом в школьной газете опубликовали мой рассказ про умную собачку Соню. Не помню, о чем там шла речь, но было здорово, что его напечатали, — вспоминает писательница.

Подростком Аня увлеклась фантастикой и ужасами: читала Говарда Лавкрафта, Роберта Говарда и других известных авторов. Тогда же она начала сочинять фантастические и страшные истории.

Это был эскапизм: у меня особо не было друзей, мне хотелось уйти в более интересный мир, где были загадочные, волнующие события, приключения.

— Анна Одинцова

В школе Аня мечтала стать писателем, но не понимала, как осуществить свою мечту. Уже тогда она понимала, что не сможет учиться на филфаке:

— В школе литература была моим нелюбимым предметом. Меня отталкивало от литературы то, что приходится читать по указке. Я до сих пор считаю, что книги из школьной программы предназначены для взрослых, а не для детей. И несмотря на врожденную грамотность, мне трудно давались правила русского языка, я не могла их заучивать.

1/2
2/2

В итоге Анна поступила на медицинский факультет ПетрГУ, сдав биологию и русский, которые давались ей лучше всего. На пятом курсе она решила, что пойдет в психиатрию. Затем была интернатура, практика в психиатрическом стационаре и устройство на работу в наркологический диспансер. По воспоминаниям Анны, это был самый тяжелый и стрессовый период жизни:

— Целых два года я ничего не писала. У меня было ощущение, что я иду через туманную пустошь, не зная, куда. Из-за того, что я ничего не писала, внутри образовалась пустота, которую нечем было заполнить. И однажды вечером после работы я вдруг осознала, что без творчества дальше никак. После долгого перерыва я села писать новый рассказ и с весны 2018 года не бросала писательства.

«Серая мать»: страшная история о силе внутреннего голоса

Я продолжила писать страшные рассказы. Естественно, все, что я видела в психиатрии, наркологии, медицине вообще, вплеталось в мои произведения. Со временем я поняла, что мне интересно писать о героях, у которых есть психические расстройства, травматичный опыт, зависимости, психологические кризисы.

— Анна Одинцова

Анна считает, что людям во все времена было интересно что—то таинственное, вызывающее острые ощущения волнения, страха. В древние времена люди смотрели бои гладиаторов, сейчас смотрят передачи про маньяков. Интерес к подобному контенту был всегда.

— Есть расхожее мнение, что всякие ужасы пишут и читают психопаты. С тем же успехом я могу сказать, что читают и пишут любовные романы только люди, несчастные в личной жизни.

1/5
2/5
3/5
4/5
5/5

За 7 лет Анна Одинцова написала 16 рассказов и 1 роман. Первое крупное произведение, роман «Серая мать», был опубликован в 2024 году одним из крупнейших издательств России АСТ.

— Во время учебы на курсах писательского мастерства я начала понимать технику и внутренние механизмы построения истории. Мне стало ясно, как воплотить свои задумки и наработки в крупной форме.

«Серую мать» Аня писала 2 года. Все началось с размышлений о том, как внутренний голос может повлиять на эмоции, поведение, решения, которые принимают люди. Одновременно с написанием романа Аня расширяла свои знания в психологии и психиатрии.

По сюжету, промозглым осенним утром жильцы типовой девятиэтажки в спальном районе Петрозаводска оказываются в ловушке у потустороннего чудовища. Главная героиня, студент-медик Олеся, и ее соседи не могут ни выйти с этажа, ни позвать на помощь: их квартиры переместились в параллельную реальность, в которой узнаваемые места — детская площадка, сквер под окнами — превращаются в адские декорации. Вскоре главных героев начинают посещать монстры, а в их сознание пробирается Серая мать, древнее потустороннее зло.

1/6
2/6
3/6
4/6
5/6
6/6

Мой роман — это история о людях, попавших в трудную жизненную ситуацию. А еще о силах, влияющих на нас изнутри, о том, что наш внутренний голос не всегда прав и может потребоваться много сил, чтобы ему противостоять. Да и просто страшную историю хотелось рассказать, хотя «страшное» — это субъективный критерий.

— Анна Одинцова

Потустороннее чудовище, которому противостоят главные герои, является метафорой деструктивного внутреннего голоса. Серая мать вторгается в сознание персонажей и подчиняет их себе, апеллируя к травматическому опыту, к худшим чертам личности, самым уязвимым местам.

— Главная героиня смогла противостоять Серой матери благодаря скрытому дару. Ведь чтобы сопротивляться разрушительному, обесценивающему внутреннему голосу, важно иметь внутреннюю опору. 

Нужно ли писателю читать рецензии на книги

Первое большое произведение Анны стало лауреатом премии «Рукопись года» в спецноминации «Книга—удивление». Премия учреждена редакцией «Астрель—СПб» и присуждается начинающим писателям за лучшие рукописи. Книга с тиражом 2000 экземпляров хорошо разошлась и получила интересные рецензии.

«Читать это трудно, как посещать раковый корпус или надзорную палату. Но не потому, что пугают Серая Мать и ее монстряшки. Даже не потому, что сумеречное состояние воспроизведено тут как по учебнику — бредовость, фрагментарность, руминации и обсессии. А потому что, как, к примеру, у Достоевского, куда страшнее явленная правда про нас: если кто—то захочет впрыснуть нам отравы в разум, чтоб мы переступили все границы человеческого, мы мало что — ровно как Родя Раскольников — можем этой отраве противопоставить». Из рецензии в журнале Darker 

 «Большой плюс романа — эффект узнаваемости. Поместить действие хоррора в пейзаж спального района — это сильное решение, ведь большая часть россиян живет в подобных локациях. Если американцев в фильмах ужасов пугают астральные сущности, выползающие из подвала милого домика в пригороде, то страхи русского человека прячутся в бетонной безмолвности лестничных площадок, катаются на прокуренных лифтах и поджидают в темных закоулках за гаражами». Из рецензии поэта Яна Немича.

1/7
2/7
3/7
4/7
5/7
6/7
7/7

— Я практически не читаю и не ищу отзывы на свой роман. Я знаю, что негативные отзывы меня расстроят, при том, что большинство из них не содержат конструктивной критики. Кроме того, никакая критика не повлияет на выбранное мною направление творчества. А продолжать работать лучше в хорошем настроении.

 Сейчас Аня дописывает второй роман. Произведение она надеется закончить к концу года.

Текст, фото: "Фактор"

Комментарии

Сайт factornews.ru использует метрические программы веб-аналитики Яндекс.Метрика и Liveinternet.

Продолжая работу с сайтом factornews.ru, вы подтверждаете использование cookies вашего браузера с целью улучшить сервис, также соглашаетесь с документами:
Политика конфиденциальности и Пользовательское соглашение