Землетрясения стали последней каплей для жителей Турции
Землетрясение, которое произошло в Турции 6 февраля, стало последней каплей для народа, который давно ждёт реальных действий от президента Реджепа Эрдогана. Как реагируют местные жители, почему первыми обрушились новостройки и как землетрясение повлияло на политику страны, нам рассказала врач из Петрозаводска, проживающая в Турции 20 лет.
На пересечении тектонических плит
Турция находится в одной из самых сейсмоопасных зон во всём мире. Район, в котором произошло землетрясение, находится на пересечении трёх тектонических плит, движение которых создаёт разлом. С 1970 года произошло три землетрясения магнитудой выше 6 баллов.
В 2023 году произошли несколько сильнейших землетрясений в истории страны, которые повлекли более тысячи повторных толчков (афтершоков). Они происходят до сих пор и по оценкам сейсмологов продолжатся ещё как минимум до конца года. В скором времени прогнозируют сильное землетрясение в Стамбуле.
Строят быстро, но плохо
В провинциях Хатай, Кахраманмараш, Малатья, Газиантеп и Адыяман развалились и потрескались тысячи домов: жилые комплексы, школы, больницы, торговые центры. Но интересно, что Курган Арслантепе, внесенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, потрескался, но не рухнул. Покрылась трещинами и всемирно известная цитадель Алеппо. В районах жилых застроек первыми обрушились дома, построенные после 1999 года.
Сейсмическая активность в Турции учитывалась, когда разрабатывались стандарты строительства, но не все их соблюдают. Часто строительные компании экономят на материалах: слишком тонкая арматура в несущих стенах, морской песок в бетоне, который не делает стены достаточно прочными. Спасатели, разбирая завалы в Адыямане в феврале 2023 года, отмечали, что куски стен рассыпаются на глазах.
Читайте по теме: «Город в Турции уцелел после землетрясения, мэр стал национальным героем».
К тому же важна архитектурная конструкция дома. Стены правильно построенной многоэтажки сложатся «обнимающими» движениями и сохранят изначальную конструкцию здания. Так не пострадают первые этажи, где у людей будет доступ к еде и воде, а выживших будет проще найти по плану здания, так как комнаты упадут ровно друг над другом. Поэтому на многих строителей, чиновников и архитекторов заведены уголовные дела, которыми президент Турции Реджеп Эрдоган будет заниматься лично.
Обстановка накалена до предела
Яна Власова врач из Петрозаводска, которая принимала участие в спасении выживших в Адыямане, рассказала нам о реакции местных жителей на произошедшее.
По её словам, местные ждут от Эрдогана реальных действий. Президент обещает отстроить все разрушенные здания в пострадавших провинциях за год, и в это можно поверить, учитывая скорость застройки, но качество зданий построенных наспех вызывает сомнения. Слова и действия Эрдогана в этот критический момент влияют и на его положение, так как скоро в Турции пройдут выборы.
Помимо землетрясений, за прошедший год Турция столкнулась с сильной инфляцией. Экономика пошатнулась из-за беженцев, прибывших в страну по внешнеполитическим причинам. Для местных жителей сильно выросли цены на продукты, коммунальные услуги, недвижимость, а это повлияло на индексацию зарплат. Землетрясение стало последней каплей для народа, который давно ждёт от президента решения проблем.
Все разбежались кто куда
Угроза политического переворота, ежедневные афтершоки и прогнозы сейсмологов привели к миграции населения. Люди, потерявшие свои дома, разделились на две группы: те, кто бежит на юг Турции (там более устойчивый ландшафт), и те, кто уезжает из страны.
Гостиницы Антальи и Кимера переполнены беженцами не только из самой Турции, но и из Сирии, Восточной Европы, России и других стран. Учитывая, что это туристические города, страшно представить переполненность отелей летом.
«Турки – очень патриотичный народ, поэтому навсегда люди не уезжают, но многие едут в Европу. К сожалению, пожилые люди, как правило, остаются здесь, потому что привыкли жить там, где их корни», – поделилась Яна.
Остаётся только гадать, когда произойдёт следующее мощное землетрясение, что сделает Реджеп Эрдоган и вынесет ли Турция уроки из произошедшего.
Текст: Дарья Мошникова
Фотографии из личного архива Яны Власовой
Комментарии