Общество

Воспоминания ветерана 313-й стрелковой дивизии не оставят равнодушными жителей Карелии

Фото: архивное

Публикуем почти полностью, чтобы исколотая память о Великой Отечественной войне не затихала.

Бывший командир взвода 1068-го полка 313-й стрелковой дивизии полковник запаса Валентин Пастухов, который несколько раз бывал в Пряже, в 1984 году вспоминал о грозном военном времени. Он говорил, что, несмотря на то, что война закончилась, события тех дней свежи в памяти.

«В первый раз после войны я приезжал сюда в 1976 году.  В Петрозаводске меня встретила мой старый добрый друг Хильма Александровна Котсалайнен (прим. ред.  – хранитель памяти военных лет при Доме пионеров).

Хотя дорога стала более широкой и благоустроенной, но, тем не менее, это была та самая, по которой в сентябре 1941 года я, лейтенант, командир взвода полковой батареи, направлялся к Пряже. Тогда три пары лошадей везли две семидесятишестимиллиметровые пушки образца 1927 года…

Запомнилось не по-осеннему яркое солнце и желтеющая листва на деревьях. Как обманчив был этот мирный пейзаж!

В поселке Матросы мы сделали первый привал. Отдых был короток. Мы слышали гул боя впереди, у Пряжи.

Как будто вчера он был, мой первый бой, так крепко врезался он в память! Вот мы уже на горе перед Пряжей. Я вижу: горят ее бревенчатые избы. Слева от нас, в кругу лиственных, подернутых осенней краской деревьев, гладь красивого озеро. То и дело возле берега вздымаются фонтаны воды от взрывов снарядов. Стоит сплошной гул от рвущихся мин, пулеметных и автоматных очередей, винтовочных выстрелов.

Мы увидели атакующие цепи батальона, которым командовал З.Г. Исангужин.

Их поддерживал отряд старшего лейтенанта М.С. Макарова. Впоследствии он стал командиром 1072-го полка нашей дивизии. В один и тот же день нам вручили партийные билеты.   Не раз мы вспоминали с ним те тяжелые, героические дни…

На той высоте, что справа от дороги, командир дивизии генерал-майор А. А. Павлович, комиссар дивизии старший батальонный комиссар А.Г. Зайцев и командир нашего полка майор И.М. Алиев наблюдали за боем. Бои за Пряжу были упорными. Противник имел трехкратное превосходство в силах. Это позволяло ему обходить наши фланги и контратаковать нас с разных направлений.

Героический первый батальон… Он сделал все, что мог. Поддержать его было некому. Остальные батальоны полка были еще на марше, а попросту – в железнодорожных эшелонах, идущих к Петрозаводску. К тому же второй батальон нашего полка был направлен в район Лодейного поля, где тогда сложилось тяжелое положение.

Первый батальон нес тяжелые потери, но не терял боевого духа. Несмотря на огромное превосходство, в том числе в артиллерии, враг так и не смог продвинуться дальше Пряжи. Тогда он обошел поселок по противоположному берегу озера и по лесу напрямик вышел на дорогу  в тыл первого батальона, который оказался под ударами с двух сторон.

В это время подошел наш третий батальон. Командир дивизии взял в руки автомат и лично повел батальон в атаку. Мы, артиллеристы, вели огонь по лесу, из которого на дорогу выходили все новые подразделения противника.

Бой был жаркий. Не раз завязывалась рукопашная. Но враг был не только хорошо оснащен артиллерией. У него было много автоматчиков, которые поливали нас свинцом. Мы же в основном вели огонь из винтовок.

В этом бою у меня отличился командир второго орудия старший сержант Смольников. Когда весь расчет орудия был выведен из строя, он под огнем автоматчиков один стрелял по врагу. За свое мужество сержант первым в полку был удостоен боевой награды…

Под натиском третьего батальона враг понес значительные потери, мы значительно продвинулись вперед. Но в бой вводились все новые подразделения противника, обошедшего озеро, и мы не смогли прорваться к Пряже.

В этих боях погиб почти весь личный состав первого батальона, в том числе и его командир З. Г. Исангужин.

На фото: Зайнула Габатович Исангужин

Будучи раненым, он не покинул поле боя. В критические минуты лично водил бойцов в атаку…

И вот я стою в скорбном молчании у памятника на братской могиле в Пряже. Со мной приехала в 1984 году дочь погибшего комбата Исангужина Р.З. Халиулина. Когда погиб отец, ей было 10 лет. Раиса Зайнуловна взяла с братской могилы горсть земли, которую отвезла к себе на родину. На могилу она положил цветы…

Нас тепло встречали в Пряже – в райкоме КПСС и в трудовых коллективах. Я рассказывал пряжинцам о героических подвигах своих боевых товарищей.

Сейчас меня все сильнее тянет в Пряжу, жаль только, что здоровье не дает приехать…

Я горжусь тем, что воевал в рядах нашей славной дивизии, сражавшейся за родную для вас и для нас Карелию. В Башкирии живут ветераны нашей дивизии: бывший врач медсанбата дивизии капитан медицинской службы в отставке Т.А. Исмалилова, бывший командующий артиллерией дивизии полковник в отставке Ф.Ф. Фомичев, бывший связист Ф.Ш. Хисматулин и другие.

Сейчас в Пряже снова осень. Сурова природа здесь, но по-своему красива. Неповторим облик окрестных высот, покрытых лесом.

Пусть всегда царит на них тишина, и грохот боя не нарушает осеннего очарования».

О том, как Урал и Карелия стали побратимами на крови, читайте в статье.

 

 

Комментарии