В Петрозаводске состоялось открытие памятника Чарльзу Гаскойну
24 сентября на проспекте Карла Маркса в Петрозаводске состоялось торжественное открытие памятника выдающемуся шотландскому и российскому оружейнику, изобретателю, металлургу, инженеру Чарльзу Гаскойну.
В церемонии принял участие Глава республики Артур Парфенчиков.
Артур Парфенчиков поблагодарил всех, кто участвовал в реализации этого проекта – московского скульптора Виталия Шанова, Литейный завод «Петрозаводскмаш» и его директора Вадима Тряпичкина, Национальный музей Карелии, строителей и работников мэрии Петррозаводска.
Композиция нового памятника, который станет еще одной визитной карточкой нашего города, включает фигуру самого Ч. Гаскойна высотой более 3 метров, окруженную барельефами, изображающими работу в заводских цехах, и фигурными решётками. Памятник выполнен из бронзы, а постамент и боковые решетки с рельефами, которые изготовил литейный завод в Петрозаводске – из чугуна.
Действительный статский советник Чарльз Гаскойн (Карл Карлович – как его звали в России), родился в Шотландии в 1739 году. В нашу страну он приехал по приглашению Екатерины II уже как один из лучших оружейников и металлургов мира.
В Петрозаводск, на Александровский завод, он привёз самую современную технику, внедрил новые технологии – например, в 1791 году на заводе была изготовлена первая в России паровая машина. Но главное – вывел производство пушек на мировой уровень.
Благодаря Гаскойну, который 20 лет руководил Александровским пушечным и чугунолитейным заводом, перестроенное в 1780-х годах предприятие стало наиболее передовым литейным и механическим заводом своего времени, производившим до середины XIX века практически все пушки для российской армии и флота. Это позволило Петрозаводску оставаться центром распространения новых технологий, своеобразной «инженерной столицей России» вплоть до 1860-х годов.
Улица, на которой жил горный начальник Гаскойн, сегодня снова зовётся Заводской линией. Есть в Петрозаводске и улица Чарльза Гаскойна: она находится в самом «сердце» бывшего Александровского завода, проходит вдоль последних исторических заводских корпусов, построенных на рубеже 19-20 веков.
Комментарии