Фото: Министерство культуры

В Петрозаводске открылась секция «Музеи-заповедники: факторы развития»

Какие проблемы наиболее остро стоят перед музеями-заповедниками? Как их решать? Какие успешные практики уже существуют? Эти и другие вопросы обсуждаются на секции «Музеи-заповедники: факторы развития», которая открылась вчера в Петрозаводске в рамках всероссийской конференции «Заповедники и национальные парки – научно-исследовательские лаборатории под открытым небом». В работе секции очно и дистанционно принимают участие представители музеев-заповедников А.С. Грибоедова, М.А. Шолохова, А.С. Пушкина, «Петергоф», «Тарханы», «Куликово поле», «Бородинское поле», «Прохоровское поле», «Коломенское», «Павловский парк», «Малые корелы» и других. Организатор секции – музей-заповедник «Кижи».

Главная особенность музеев-заповедников – наличие территории, из чего вытекает необходимость решать множество задач, не свойственных обычным музеям. В их числе, социально-экономическое развитие территории, устройство инфраструктуры (причем не только для посетителей, но и для сотрудников), обеспечение транспортной доступности, включая содержание дорог и пассажирское сообщение.

– Мы очень благодарны всем, кто нашел возможность приехать. – говорит директор музея «Кижи» Елена Богданова. – Такое общение необходимо, и среди прочего мы будем обсуждать идею создать в России Ассоциацию музеев-заповедников для совместного поиска наиболее эффективных подходов к решению общих проблем. В частности, необычайно актуален вопрос о включении в государственное задание реставрации памятников, чтобы не ставить этот процесс в зависимость от собственных доходов музеев. Ведь на эти доходы может негативно повлиять множество факторов, не зависящих от нас, например, противоэпидемические меры.

Руководителей и специалистов музеев волнует множество вопросов. Как побудить посетителя приехать повторно? Как составить событийный календарь? Как наладить отношения с местным сообществом? Как организовать питание и сбор мусора на территории? Как проводить эффективный мониторинг ландшафтов, памятников и маршрутов перемещения туристов? Какие маркетинговые инструменты пригодны для музеев? Как сочетать рост посещаемости с необходимостью обеспечить сохранность объектов природного и культурного наследия?

Сегодня обсуждение возобновится, а в четверг гости продолжат работу на острове Кижи, где познакомятся с практиками музея «Кижи» в самых разных областях: реставрация, консервация, управление ландшафтами, работа с местным сообществом, строительство инфраструктуры, «ожившая экспозиция» и много другое.

Комментарии

В других СМИ