Трассу «Фонтаны» в Петрозаводске планируют благоустроить, лыжники опасаются новой стройплощадки

Фото: автор неизвестен, паблик: "Спорт - норма жизни Карелия"

Сделать трассу «Фонтаны» в столице Карелии удобной не только для лыжников, но и для велосипедистов, скандиходцев и пешеходов собираются в ближайшие несколько лет. Теплый и дорогостоящий туалет, а также раздевалки должны будут появиться уже в этом году в рамках инвестпроекта. Но куда уйдут 60 млн бюджетных средств, до конца не ясно.

В течение двух часов заинтересованные лица обсуждали благоустройство трассы «Фонтаны». Причём высказать мнения о том, в каком направлении нужно начать развитие объекта, могли все желающие.

Во время заседания рабочей группы, посвящённого вопросам благоустройства, было озвучено, что с каждым годом популярность трассы «Фонтаны» растёт. Сейчас речь идёт о 4 – 4,5 тысячах человек – «нагрузке» в выходные дни. И это не предел. Очевидно, что при такой постановке вопроса инфраструктуру трассы нужно улучшать, причём комплексно. И это неоднократно подчеркнули во время обсуждения.

Бизнес готов вкладывать деньги

Планы грандиозные. Причём инициатором перемен выступает не только администрация, но и бизнес. Проблемы, которые действительно волнуют горожан, удастся решить в рамках инвестпроекта.

Скрин из эскизного проекта благоустройства трассы "Фонтаны"

Первоочередной объект – сама экотропа. В целом на трассе (в настоящий момент преимущественно лыжной) планируется обустроить комфортный пункт проката спортивного инвентаря с раздевалками, туалетом, построить кафе (пункт приёма пищи) и небольшой детский городок, сделать площадку для сдачи ГТО: спортивный городок с турниками, где можно будет размяться перед длинной дистанцией, а также обустроить визит-центр волонтёрства. Все объекты будут небольшими по площади. Небольшие домики органично встроят в лесной массив на свайных фундаментах, не срубив при этом ни одного дерева. Также запланировано обустройство верёвочного парка и лесного катка. Концепция пока находится на стадии обсуждения. Насколько верёвочный парк с обилием комаров будет пользоваться популярностью летом – пока вопрос. Однако в целом проект выглядит более чем достойным.

Инвестором проекта выступает компания «Петрагранит», которую возглавляет Дмитрий Фабрикантов.  Именно эта компания на безвозмездной основе оплачивает содержание лыжной трассы «Фонтаны». По словам Фабрикантова, 4 года назад на подготовку трассы и строительство мостков ушло 4 млн рублей – и это без ПСД.

Причём руководитель «Петрагранита» готов пойти навстречу общественности и к 1 ноября обеспечить благоустроенную входную зону: с биотуалетом и тёплыми раздевалками. Современный туалет, который не так сложно содержать, может обойтись в 3 млн рублей, если не дороже. В целом инвестплан расписан до 2026 года, а потратить на него планируется 50 млн рублей.

Плюс 60 миллионов из бюджета

Однако ещё 60 млн рублей (бюджетные средства) также планируется направить на благоустройство трассы «Фонтаны», а точнее небольшого её участка в 2,7 км (от стартовой площадки до развилки), на котором сделают велопешеходную «дорожку». Ширина трассы составит 6 метров: 3,2 м – пешеходная дорожка, 2,8 – велосипедная.  Самое парадоксальное, что, кроме этой информации, присутствующим удалось узнать о реализации 1 этапа не так много. Всего этапов запланировано 3 и реализация последующих пока под вопросом – всё будет упираться в «свободные» деньги. Для благоустройства в рамках 1 этапа предполагается использование экологически чистых материалов – никаких мощений и асфальта, минимально собираются использовать технику. Никаких новых трассировок, никакой вырубки деревьев и нанесения урона окружающей среде.

Важно и то, что трассу «Фонтаны» собираются «замкнуть» с Кукковкой – сделать так, чтобы на трассу можно было попасть со стороны ТИЗ «Усадьба».

Немалую сумму в 60 млн рублей заложили в субсидию по социально-экономическому развитию Петрозаводска, несмотря на наличие других проблемных вопросов – таких, к примеру, как затянувшийся ремонт школы № 3. Но и эта сумма не окончательная.

Боль до скрежета зубовного

И здесь у общественников возникло немало вопросов. В частности, не испортит ли эти планы запроектированная автомобильная магистраль, которая будет перерезать лыжную трассу «Фонтаны» в 300 – 500 метрах от развилки. Объездную дорогу «Сулажгора – Ужесельга» собираются строить не раньше 2030, но будет обидно, если её строительство перечеркнет часть благоустройства, в которое вложили бюджетные средства.

Лыжник Андрей Клочков уверен, что деньги резоннее было бы потратить на выравнивание кольца в 7,5 километров. И за это администрации могут поставить памятник, ибо «наболело». Вообще, петрозаводчанин выразил общее беспокойство лыжного сообщество из-за того, что к началу нового лыжного сезона есть риск получить мощную стройплощадку.

Клочков рассказал, что и без этого начало текущего лыжного сезона было провалено. В частности, помешали вырубленные, но не аварийные, по словам лыжника, деревья, сваленные поперёк кольца в 7,5 км. Сезон начался, но, по сути, проехать было нельзя. И это было не единственной причиной провала.

Вообще, недовольства у спортсменов накопилось много. На трассе стало больше мусора, после соревнований никто не убрал сигнальную ленту, после собачьих заездов трасса изобиловала собачьими экскрементами, спиленные деревья никто не убирает уже несколько лет (причём не только те, что вырубили прошлой осенью). Безобразно обеспечивается безопасность лыжников: на обходной пешеходной тропе есть глубокие ямы, оставшиеся после выемки грунта для строительства тропы (глубина – до 1,5 метров).  О туалетах без дверей, в которых царит антисанитария, было сказано отдельно.

Лыжник, который порядка 30 лет катается по трассе «Фонтаны», подчеркнул следующее: «Самой большой необходимостью для всех лыжников является выравнивание полотна трассы, местами отсыпка и дренажные канавы, уборка камней и засыпка ям на круге 7,5 км, исключая болота. Болота – ерунда, при первом снеге ровно. Тают болота последними. Сейчас закончили лыжный сезон, а я еще буду кататься месяц».

По его мнению, если решить эти проблемы, то «лыжники перестанут ломать и портить дорогостоящее снаряжение, получать травмы на торчащих камнях, ямах и буграх».

 Мэр города Владимир Любарский заверил, что ему как велосипедисту заболоченные места как раз мешают, а трасса должна быть комфортной для всех.

Заместитель мэра Наталья Кармазина подчеркнула, что именно чтобы не затягивать благоустройство, проект разбит на отдельные этапы. Первый – самый насыщенный.

Правда, почему-то инвестпроект компании «Петрагранит», в рамках которого собираются решить несколько «болевых точек», выглядит более продуманным. Хотя бы понятно, куда и почему хотят вложить деньги.

Текст: Ксения Сорокина

Комментарии