Российский блокбастер «Чук и Гек. Большое приключение» смотрят жители Петрозаводска

Фото: скрин видефрагмента из трейлера фильма, трейлер размещен на сайте tetris-ptz.ru

Записки киномана – почти из подполья, только из «Тетриса». В преддверии Нового года российский кинематограф решил порадовать маленьких зрителей волшебной сказкой «Чук и Гек. Большое приключение» (возрастное ограничение: 6+). Рассказ Гайдара был написан в 1939 году, советский фильм снят в 1953 году. Современная версия фильма появилась в 2022 году. Получилось ли воскресить классику?

Зимняя сказка «Чук и Гек. Большое приключение» заставила карельских зрителей встрепенуться. Неужели хорошего, доброго, светлого кино в России станет больше? Ведь в основе сюжета фильма лежит светлый, чудесный рассказ Аркадия Гайдара «Чук и Гек» (впервые напечатан под названием «Телеграмма»). Насколько далеко ушёл современный фильм от советского и удалось ли режиссёру сохранить атмосферу гайдаровского произведения?

Несостыковки и фольклорные мотивы

В рассказе и советском фильме Чук был на целый год старше Гека. В современной экранизации героев зачем-то поменяли местами, сделав старшим Гека. У мамы Чука и Гека в современном фильме появилась профессия: она стала не то актрисой, не то певицей и исполнила тот самый бессловесный вокализ, который подарил всемирную славу Эдуарду Хилю – «Мистеру Трололо». И здесь невольно возникают ассоциации с мамой дяди Фёдора из Простоквашино, даже дядю с большими усами в поезде обнаружить удалось. И фраза «Телеграмма не дошла, а мы дошли» очень напоминает другую: «Это не техника дошла, а я сама сюда дошла – на лыжах».

Однако в основе сюжета современной сказки – именно рассказ Гайдара, в котором многократно усиливаются фольклорные мотивы. И если в советском фильме фольклорные мотивы мы ощущаем только на уровне языка: имена Чук и Гек условные, нет чётких географических названий (кроме Москвы, да и то это  далекий огромный город, лучше которого и нет на свете), начало у рассказа в духе «жили-были» – сказочный зачин, есть дремучий лес и избушка… почти на курьих ножках – то современный фильм в какой-то момент попросту сливается с волшебной сказкой. Это связано с тем, что какие-то эпизоды фильма мы видим глазами Чука. В рассказе тоже повествование ведется с точки зрения маленьких героев, но голос и здравомыслие рассказчика также присутствуют. А вот в современном фильме складывается ощущение, что всякая правдоподобность остается на станции Тайга. При этом режиссёр душой болеет за реализм. И это ни к чему хорошему не приводит.

Правдоподобности нет?

 С момента прибытия героев на разведывательно-геологическую базу «Счастье-1» (№ 3 – по рассказу) начинаются  какие-то безумные приключения и чудом московская фифа и два неподготовленных маленьких мальчика выживают в тайге, спасаясь от крутого мороза, ледохода, волков, медведя-шатуна, – Рембо-Нагиеву в фильме «На ощупь» до такого профессионализма как до Китая пешком. При этом образ грубого сторожа – знатока тайги, который не поладил с медведем и только кожух слегка порвал, меняется образом доброго дилетанта с одним ружьём, который из-за своей доброты рискнул семьей Серёгина. И вся эта нереалистичность с точки зрения взрослого человека необъяснима.

Современный фильм отражает тренды 21 века. Здесь находится место экшену, новым сюжетным поворотам, которых нет в книге, Гек (старший брат по фильму) оказывается каким-то мальчиком-вундеркиндом. И по итогу добрый детский фильм дорастает до блокбастера с очень красивой, яркой картинкой.

Чему учим?

Гайдар в рассказе задается вопросом, что же такое счастье, то самое, которое «каждый понимает по-своему». Там нет крутых поворотов сюжета, и Серёгин в потерянной телеграмме просит жену лишь задержаться на две недели, так как «наша партия срочно выходит в тайгу». Советский фильм от сюжета не отступает. В современном фильме шанс семьи воссоединиться с отцом минимален. И фильм вроде бы учит честности, но не учит тому, что тайга, да и просто лес, не прощает ошибок. А это знание не менее важное, чем умение говорить правду. В фильме дети опасаются «страшенного козла» (в советском фильме козёл более колоритный), но стая волков и медведь-шатун им оказываются по плечу.

За всем этим равнением на блокбастер, вероятно, стоит желание режиссёра получить положительные оценки зарубежных зрителей. И эта попытка взять спецэффектами, а не подлинной глубиной понятна. Поэтому хочется отдать дань уважения режиссёрам корейских дорам, которые научились снимать обыденность интересно, не впадая в крайности: скуку, экшен «чернуху». И именно в глубине и простоте кроется успех советских фильмов. Там нет пошлости и сцен 18+, но к ним хочется возвращаться.

Но режиссёру российского почти блокбастера «Чук и Гек. Большое приключение» хочется сказать спасибо за то, что захотелось перечитать рассказ Гайдара и пересмотреть фильм 1953 года. Рассказ, действительно, обретает вторую жизнь, но простота всё же побеждает спецэффекты. Опять.

Посмотреть фильм, чтобы поспорить, найти несостыковки и просто насладиться красивой картинкой, можно в кинотеатре «Тетрис». Цена билета – 200 рублей, вне зависимости от времени сеанса. Смотрите и обязательно делитесь впечатлениями в комментариях.

 Текст: Алиса Неверленд   

 *Реклама

Общество с ограниченной ответственностью «Дом Культуры», ИНН 1000001905

Комментарии