Экономика

Нацбанк объяснил жителям Карелии, когда карту могут заблокировать

Фото: коллаж "Фактора"

Специалисты Нацбанка объяснили, когда у человека могут заблокировать карту, посчитав перевод мошенническим.

В редакцию «Фактора» обратился читатель с вопросом, когда банк может заблокировать его карту, по каким признакам определяется, что перевод мошеннический, как обычному держателю карты, часто совершающему денежные переводы по работе, не оказаться в числе заблокированных.

В Нацбанке «Фактору» специалисты дали ответы на вопросы:

- С июля 2024 действует новая норма, согласно которой банки должны блокировать доступ к онлайн-банкингу и платежным картам дропперам – людям, которые занимаются выводом и обналичиванием похищенных денег. Сведения о них поступают в базу данных регулятора как от самих банков, так и от МВД России.

Блокируются карты и счета в том случае, если они попали в базу данных Банка России «О случаях и попытках осуществления переводов денежных средств без добровольного согласия клиента», то есть были замечены в мошеннических операциях.
В роли дроппера может оказаться тот, кто оформляет банковскую карту и передает ее для дальнейшего обналичивания похищенных денег, либо тот, кто сам выполняет поручения по переводу или обналичиванию денег через свой банковский счет или предоставляет для этих целей доступ к своему онлайн-банку. Поэтому важно никому не передавать свою банковскую карту и не осуществлять переводы на чужие счета по просьбе неизвестных лиц.

Если неизвестный человек якобы случайно перечислил вам деньги и просит их вернуть, не возвращайте их самостоятельно – обратитесь в банк, чтобы банк осуществил этому человеку возврат средств.

В случае блокировки банковской карты или приостановления доступа клиента к онлайн-банкингу из-за подозрения в дропперстве банк обязан незамедлительно уведомить об этом клиента, а также сообщить о том, что клиент может подать заявление в Банк России, в том числе через свой банк, об исключении сведений из базы данных регулятора.

Важно при этом отличать блокировку карты от временной приостановки подозрительной операции.

В июле 2024 года Банк России утвердил шесть признаков мошеннических операций, по которым банки должны приостанавливать транзакции.

1 признак. Указанный в переводе счет раньше уже использовался в мошеннических целях, и информация по нему уже содержится в собственной базе банка.

2 признак. Банк располагает информацией об уголовном деле в отношении получателя средств, связанном с переводом денежных средств без добровольного согласия клиента.

3 признак. Данные о мошеннических операциях от сторонних организаций. Например, от оператора связи, который зафиксировал много телефонных переговоров или СМС-сообщений с новых абонентских номеров или от новых адресатов, поступивших в процессе перевода денег.

4 признак. Сведения о счетах, на которые клиент собирается перевести деньги, содержатся в базе данных Банка России о случаях и попытках перевода денежных средств без добровольного согласия клиента. Банк России формирует ее на основе сведений, которые получает от банков и некредитных финансовых организаций, участвующих в информационном обмене.

5 признак. Нетипичная для клиента операция, когда время и место совершения операции, сумма перевода или периодичность раньше не наблюдались у этого человека.
6 признак. Устройство, с которого совершается перевод, уже использовалось в мошеннических целях, и информация о нем есть в базе данных Банка России.

Если по операции выявлен хотя бы один из этих признаков, банк обязан на два дня приостановить перевод денег или отказать клиенту в совершении операции (для операций с использованием платежных карт, переводов электронных денежных средств или переводов с использованием сервиса быстрых платежей). Банк должен сразу же уведомить клиента о том, что операция не прошла, и назвать причину. Если клиент, получив от банка сообщение о приостановке, подтверждает перевод, банк должен проверить, есть ли этот счет в базе данных Банка России. Если его там нет, то банк обязан сразу же исполнить операцию. А если счет получателя есть в базе мошеннических счетов, то операция останется приостановленной на два дня, даже если клиент будет на ней настаивать.

Если вы столкнулись с приостановкой операции или с блокировкой счета, первый шаг всегда один – обратиться в ваш банк за установлением причин. Как правило, банки сразу же подсказывают, куда можно обратиться, чтобы счет разблокировать.

Комментарии

Сайт factornews.ru использует метрические программы веб-аналитики Яндекс.Метрика и Liveinternet.

Продолжая работу с сайтом factornews.ru, вы подтверждаете использование cookies вашего браузера с целью улучшить сервис, также соглашаетесь с документами:
Политика конфиденциальности и Пользовательское соглашение