Налоговая служба получит расширенный доступ к банковской тайне клиентов
Российские налоговики благодаря новому закону с 17 марта получат расширенный доступ к банковской тайне.
Как сообщает РБК, в частности, банки будут обязаны в течение трех дней после запроса налоговой выдавать ей копии паспортов клиентов, доверенностей на распоряжение деньгами, договоров на открытие счета и заявлений на его закрытие, карточек с образцами подписей и оттиска печатей.
То же касается информации о бенефициарных собственниках, которые прямо или косвенно владеют юридическими лицами или оказывают существенное влияние на их деятельность.
Также ФНС получит доступ к информации об отдельных операциях за определенный период.
Для того чтобы налоговая запросила данные физических лиц, будет достаточно согласия уполномоченных руководителей налоговой или федерального органа исполнительной власти. Раньше ФНС могла запрашивать у банков информацию об операциях физлиц только в рамках налоговых проверок.
Принятый законопроект вносит изменения в первую часть Налогового кодекса. Правительство внесло его в Госдуму осенью 2020-го. По мнению властей, мера поможет «обелить» экономику.
Расширение перечня доступных налоговикам сведений, составляющих банковскую тайну, прокомментировала РИА Новости старший аналитик банковских рейтингов НРА Надежда Караваева. По ее словам, до сих пор налоговые органы могли получать данные о счетах и вкладах только в рамках налоговых проверок, а теперь они будут вправе запрашивать информацию и вне таких проверок. Новый закон поможет усилить контроль за денежными потоками и людей, и предприятий — не только за доходами, но и за расходами, что позволит сделать выводы о возможном объеме недекларируемых доходов.
"Часть денежных потоков экономики находится в "серой" зоне, а налоговые органы стремятся заставить участников "серого" сектора платить налоги, тем самым пополняя бюджет", — пояснила Караваева.
Нововведение вряд ли приведет к заметному уходу банковских клиентов от безналичных расчетов, считают эксперты, опрошенные РИА Новости.
"Для недобросовестных налогоплательщиков такая новость едва ли является позитивной, но говорить о том, что интенсификация обмена клиентскими данными в заметной степени негативно скажется на готовности массового клиента нести деньги в банки, я бы не стал", — сказал старший директор по банковским рейтингам агентства "Эксперт РА" Владимир Тетерин.
Комментарии