В Покровской церкви на острове Кижи начались масштабные реставрационные работы
Об уникальном храме рассказал научный сотрудник музея-заповедника «Кижи» Борис Москин.
На территории музея-заповедника «Кижи» в первую очередь привлекает двадцатидвухглавая Преображенская церковь, которая стала визитной карточкой музея. Но сегодня фокус нашего внимания обращен к Покровской церкви, которая была построена в 1693 году, 330 лет назад, а в 1764 переосвящена после перестроек. Покровская церковь входит в архитектурный ансамбль Кижского погоста, в составе которого она является памятником федерального значения, включенным в Список Всемирного природного и культурного наследия ЮНЕСКО.
В связи с началом масштабных реставрационных работ в церкви Покрова Богородицы расскажем о некоторых особенностях этого храма, иконостасе и выставочном пространстве трапезной. С научным сотрудником музея-заповедника «Кижи» Борисом Москиным поговорила Ольга Ковлакова. Сфера основных научных интересов Бориса Москина – иконостасы церквей Кижского погоста.
БОРИС МОСКИН:
«История Покровской церкви не менее интересная и насыщенная, чем история Преображенской. Кижская церковь Покрова Богородицы – более распространенный тип храма на территории Русского Севера в XVII–XVIII веках. Это зимний Кижский храм, в котором стояли печи и служба проводилась в холодное время года. Именно он был возведен первым.
В Покровской церкви мы видим тябловый иконостас. Для него характерно то, что иконы стоят на деревянных полках – тяблах. Эта конструкция отсылает нас к периоду строительства кижских церквей. Иконостас четырехрядный. В него входят местный, праздничный, деисусный и пророческий ряды. Иконы верхнего рядка располагаются с небольшим наклоном, что позволяет иконостасу органично вписаться в архитектуру храма. Интерьер Покровской церкви дает нам возможность глубже заглянуть в прошлое. В Преображенской церкви он более парадный, а в Покровской более традиционный.
Исторически в Покровской церкви было два престола, центральный проход был сдвинут влево. Главный престол был посвящен Покрову Богородицы, а в трапезной располагался Никольский придел, алтарная часть которого выходила в молитвенное помещение. В XIX веке крестьяне разобрали Никольский придел из-за тесноты. Сегодня мы можем видеть только иконостас главного престола.
(Приде́л – пристройка к храму, специально выделенная часть основного здания (обычно с южной и/или северной стороны) для размещения дополнительного алтаря с престолом для богослужений).
Слева от Царских врат расположена икона „Богоматерь Грузинская“. Эта икона попала в Кижи с Водлозерского погоста. В иконостасе есть иконы, написанные специально для этой церкви и даже местными мастерами. Расположенная справа от Царских врат икона XVI века с образом Спаса Смоленского особо почиталась местными жителями. В XIX веке с нее был сделан список, который был выставлен в киоте в Преображенской церкви.
В правой части местного ряда мы можем увидеть образ иконы „Богоматерь всех скорбящих радость“ – икона местных мастеров, мастерской, которую сейчас принято называть Кондопожской.
К сожалению, в местном ряду мы не видим боковых алтарных дверей. В XYII–XIX вв. на этих местах располагались иконы. Некоторые из них сохранились в собрании нашего музея. В трапезной, которая была изначально местом, связанным не только с духовной, но и социальной жизнью прихожан, сейчас размещена выставка икон из собрания музея. Здесь можно увидеть северную и южную алтарные двери. На северной алтарной двери был изображен архидиакон Стефан. Этот образ XVIII века относится именно к Покровской церкви. Интересна история южной алтарной двери. Как правило, Георгий Победоносец не изображался на боковых вратах. В данном случае это изображение – нижний слой иконописи, который был скрыт под более поздним изображением XVIII века архидиакона Евпла. Икона обрезана. Возможно, она помещалась в древнем иконостасе одной из крупных местных деревянных церквей.
Интересен образ Архангела Михаила – грозных сил воеводы. Такие образы широко распространились на территории Обонежья в конце XVIII вв. Образ относится к одной из местных мастерских, к так называемым „северным письмам“, его отличает яркость колорита красок, сохранность изображения и подписей.
Представлены в трапезной и фрагменты „небес“ одной из местных часовен. „Небеса“ – это комплексы икон, располагавшихся на потолках деревянных храмов. По центру круглое изображение Спаса или Троицы новозаветной, а по сторонам, как лепестки цветка, расходятся трапецевидные иконы, на которых изображались ангелы и ветхозаветные праотцы. Также на выставке представлены часть деисусного чина и царские врата первой половины XVI века из небольшой церкви Воскрешения Лазаря.
В музее Кижи постоянно происходят работы, и самые масштабные, конечно, связаны с главными храмами. На сегодня завершена реставрация иконостаса Преображенской церкви, в плане работ музея-заповедника Кижи реставрация икон иконостаса Покровской церкви. Начато восстановление икон пророческого ряда, далее последовательно будут проводиться работы со всеми иконами деисусного и местного рядов. Кроме того, будет проведена и реставрация самой церкви, ее интерьеров».
Текст, фотографии и видео: Ольга Ковлакова
Комментарии