Кто создавал отметивший юбилей памятник Петру I в Петрозаводске
Один из символов карельской столицы имеет «родителей», которых знают только специалисты
Мы уже рассказали, как 150 лет назад в нашем городе был торжественно открыт памятник Петру Великому, и какую интересную метаморфозу он претерпел в советское время.
Читайте по теме: «Откуда у памятника Петру I в столице Карелии взялась шпага»
А вот о тех, кто создавал монумент, даже в краеведческой литературе сказано мало. В каталоге Управления по охране объектов культурного наследия РК указывается: «Авторы: скульптор-академик Иван Николаевич Шредер, архитектор Ипполит Антонович Монигетти. Памятник изготавливался в Санкт-Петербурге в мастерской Адольфа Моранда и им же отливался из бронзы на Сестрорецком заводе. Пьедестал высечен резчиком по камню Бариновым».
Если имена Шредера (памятники Екатерине II в Царском Селе, адмиралам Крузенштерну в СПб и Белинсгаузену в Кронштадте) и Монигетти (главный архитектор Императорских царскосельских дворцов), как говорится, на слуху, то об остальных участниках создания петрозаводского монумента сообщается до обидного мало. Сегодня мы исправим эту ошибку.
Адольф Моранд (другое написание — Моран), француз, как тогда говорили, «бронзовщик» — специалист по работе с бронзой. В 50-х годах XIX века он приехал в Россию и совместно с двумя российскими купцами открыл в Петербурге мастерскую, превратившуюся со временем в крупную гальванопластическую фабрику, именуемую «Товарищество Генке, Плеске, Моранд».
Позднее партнеры отошли от дел, и единственным владельцем фабрики стал Адольф. Прославивший свое имя благодаря высокохудожественным изделиям, он был удостоен титула Поставщика бронзы для Императорского двора.
Его фабрика выпускала модную в то время «кабинетную бронзу»: часы, чернильницы, подсвечники, самые разнообразные и затейливые настольные скульптуры. Сейчас цена некоторых из них доходит до сотен тысяч долларов.
Но наиболее известными работами Моранда стали гигантские люстры для Исаакиевского собора в Петербурге, двери для храма Христа Спасителя в Москве, бронзовые памятники многим великим людям, в том числе и в Петрозаводске. Эти произведения, без сомнения, бесценны.
Финал этой истории был печальным. Адольф Моранд, являясь французским подданным, так и не сумел получить российское гражданство, а значит, по закону не мог дальше работать в России и был вынужден уехать…
Последним в списке Управления охраны памятников автором памятника Петру идет «резчик по камню Баринов». Без инициалов. Можно подумать, что это был некий технический подмастерье. Но это не так.
Мастера звали Николай Иванович. Он родился в 1843 году в купеческой семье. В 1860 году поступил вольнослушателем в Императорскую Академию художеств (ИАХ) в «класс гипсовых голов», а затем перевелся в «натурный класс». В 1867 году талантливый ученик получил малую серебряною медаль за лепку с натуры. В этом же году он начал работать с мрамором. За изготовленный бюст великого князя Константина Николаевича он был пожалован бриллиантовым перстнем.
Но судя по всему, Николай Баринов имел шебутной характер, и через год «за неявку на экзаменационные испытания подлежал исключению». Но парень не потерялся, он стал давать уроки скульптуры великой княгине Екатерине Михайловне, а вскоре на выставке в ИАХ представил в гипсе и мраморе бюсты детей княгини, получивших высокую оценку. Баринов утвердился в творческих кругах и был приглашен преподавать уроки скульптуры в Мариинском институте.
В 1870 году скульптор по собственной просьбе получил звание почетного вольного общника И. Х. Здесь потребуется разъяснение.
До 1766 года Академия художеств состояла из 12 Почетных членов, такого же числа «Любителей Художеств из «знатнейших особ» — по сути, меценатов. Академики первой группы решили демократизировать свое учреждение привлечением в нее русских и иностранных художников, в том числе без формального образования, то есть без диплома. Тогда они и направили Екатерине II «всеподданнейший доклад», в котором испрашивали право ввести категорию «вольных общников», коим дозволялось «в собраниях иметь места ниже Почетных членов». Сегодня их бы называли «членами-корреспондентами академии».
Вольный общник Николай Баринов, кроме таланта скульптора, имел и деловую хватку. Он стал комиссионером ИАХ, открыл на Малой Морской улице магазин, где продавал произведения искусства, и продолжал плодотворно работать. Скульптор участвовал в создании памятника Александру II в Московском Кремле (уничтожен большевиками в 1918-28 годах), по своему проекту создал памятник этому же монарху в Одессе.
Москва. Памятник Александру II
Но вот что странно: в современных справочниках об участии Баринова в создании этих монументов вы не прочитаете. Эти сведения есть только в официальном перечне «Почетные вольные общники Императорской Академии художеств».
По какой причине имя талантливого мастера кануло в небытие? Возможно, здесь сыграло свою роль то обстоятельство, что вольный общник рассчитывал получить большой заказ на изготовление пьедесталов для Екатерининского сада перед Александринским театром, вложил в проект основной капитал, но неожиданно получил отказ. Это привело его к разорению.
Памятуя о непредсказуемом характере Баринова, проявившемся еще в годы учебы, можно предположить, что он мог после расторжения контракта выкинуть любой фортель, и за это был вычеркнут из анналов истории. У нас это умеют. Но сохранились слова Николая Ивановича: «Произвел много крупных работ: монументов, памятников, построек в домах и церквях и исполнял работу всегда добросовестно и изящно, что могут подтвердить товарищи мои: Чижов, Опекушин, Шредер, Беклемишев».
Уверен, что глядя на пьедестал памятника Петру, петрозаводчане тоже подтвердят его слова.
Текст: Александр ТРУБИН
Комментарии